Пропишите мне «цифровую таблетку». Как медицинские помощники улучшают самочувствие и жизнь людей

Пропишите мне «цифровую таблетку». Как медицинские помощники улучшают самочувствие и жизнь людей

Развитие IТ-инфраструктуры может кардинально улучшить здоровье людей и помочь в достижении целей национального проекта «Здравоохранение».
Положительно повлиять на самочувствие людей может использование медицинских помощников. Эта тема поднималась во время конференции «Цифровая индустрия промышленной России», где были обнародованы результаты пилотных проектов по их применению.

Наблюдение на расстоянии.

В мире происходит поэтапная цифровая трансформация различных сфер жизни, и медицины в том числе. Цифровая медицина активно развивается в России, и наш регион входит в число лидеров. В Приволжском медуниверситете было создано замечательное приложение «ПроРодинки», позволяющее проверять образования на коже, не выходя из дома. Наша область сотрудничает с различными IT-компаниями, которые занимаются расшифровкой снимков КТ, МРТ с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Благодаря использованию цифровых технологий врач очень быстро получает результаты обследования, что позволяет ускорить установление диагноза и назначение лечения. 

По словам заведующего лабораторией электронного здравоохранения Сеченовского университета Игоря Шадеркина, цифровые технологии позволяют перестроить систему здравоохранения, более бережно относиться к кадрам и в то же время оперативно оказывать помощь пациентам. 

Система здравоохранения – это два больших блока – один из них связан с лечением уже заболевших людей, что всегда очень затратно. Второй блок связан с превентивной медициной, которая «работает» со здоровым человеком. Для данной категории цифровые инструменты могут быть особенно полезны. 

Сегодня врачи, общество и вся система здравоохранения в целом нуждаются в новых технологиях, направленных на предотвращение возникновения заболеваний. 

Одна из технологий – дистанционный мониторинг, по сути, он является эволюционным развитием телемедицинских технологий в обеспечении медицинской помощи. Гаджеты и различные приборы позволяют наблюдать за пациентом на расстоянии. В прошлом году правительство РФ поддержало это направление, предполагающее использовать персональные медицинские помощники, – рассказал Игорь Шадеркин. 

Диабет и давление под контролем.

Заместитель директора департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России Олия Артемова является администратором федерального проекта «Персональные медицинские помощники», который реализуется с прошлого года. 

Проект направлен на создание новых высокотехнологичных устройств, новой централизованной платформы, задача которой собирать и анализировать данные. Усилиями технологического партнера – Группы компаний «Ростех» такая цифровая платформа «Персональные медицинские помощники» была создана в 2022 году. Сегодня она объединяет более семи тысяч медицинских устройств в шести регионах России: в Татарстане, Новосибирской, Иркутской, Самарской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

Платформа позволяет проводить дистанционный мониторинг состояния здоровья людей с такими хроническими заболеваниями, как артериальная гипертензия и сахарный диабет.

Пациентам, участвующим в проекте, выдаются индивидуальные диагностические приборы – тонометры и глюкометры, интегрированные с информационной системой «Персональные медицинские помощники». Результаты измерений давления, частоты сердечных сокращений и уровня глюкозы в капиллярной крови автоматически передаются с устройств в информационные системы медицинских организаций, НМИЦ Минздрава России, ФМБА и другие медицинские организации для дальнейшей обработки врачами-специалистами. Проект финансируется исключительно только за счет привлеченных инвестиций и грантовой поддержки фонда «Сколково». На сегодняшний день наблюдения ведутся за 4,5 тысячи пациентов с сахарным диабетом и артериальной гипертензией. В будущем проект планируется распространить и на здоровых людей для того, чтобы выявлять пациентов с рисками развития тех или иных заболеваний. 

Страховщикам и финансистам предстоит разработать тарифы, связанные со здоровьесбережением, чтобы стимулировать развитие превентивной медицины. Опыт реализации данного проекта положительный, отмечают врачи. 

Повысить приверженность к лечению.

Медицинские помощники действительно формируют приверженность к лечению, – отмечает директор по работе с государственным сектором Сбер здоровье Сергей Волошин. Компания разработала свой сервис – практически 252 тысячи человек с гипертонией и диабетом участвуют в мониторинге. Система сама отслеживает и показывает критичное состояние здоровья, и человек получает своевременную консультацию врача – доктор связывается в нужный момент и корректирует лечение. При использовании подобных цифровых помощников международное кардиологическое общество отмечает увеличение продолжительности жизни до 6 лет у пациентов с гипертонией. Внедрение данного цифрового инструмента сокращает число вызовов скорой и количество госпитализаций. 

Что касается возраста – более половины пациентов, участвующих в мониторинге, это люди от 50 до 70 лет. В то же время есть совсем молодые ребята и возрастные пациенты, от 80 до 90 лет, которые также очень активно участвуют в данной программе. 

Мотивировать пациента.

Прежде всего заинтересованы в развитии превентивной медицины страховые компании, говорит член совета директоров Страхового дома ВСК Ольга Сорокина. 

Порядка 70 процентов россиян испытывают проблемы со здоровьем. Однако, если проблема не срочная, люди не торопятся идти к врачу. Согласно опросам, так поступают 47 процентов жителей нашей страны. Люди откладывают визит к доктору, ссылаясь на отсутствие времени или из-за нежелания тратить деньги на лечение. В результате к медикам человек приходит часто уже в критическом состоянии. Для превентивной медицины годятся и немедицинские приборы, например, те же самые шагомеры, но законодательство пока не разрешает их использовать. 

– Мы действительно заинтересованы, чтобы человек был здоров, а страховые компании несли меньше расходов. Кроме того, наша задача – повысить доступность медицинского страхования, – отмечает Ольга Сорокина.

Компания СОГАЗ – один из крупных игроков на рынке медицинского страхования. Она отвечает за 45 миллионов застрахованных по программе ОМС и 5 миллионов по ДМС (добровольное медицинское страхование). 

– В последние три года мы активно занимаемся тем, что создаем цифровые сервисы, чтобы все наши клиенты были в онлайне. Сейчас 15 процентов клиентов ими пользуются. Даже одно дистанционное обращение позволяет экономить до трех-четырех часов в процессе лечения. Для клиентов, имеющих полис ДМС, это позволяет экономить затраты. Это на 10 процентов снижение стоимости полиса для корпоративных клиентов, – рассказывает руководитель центра по цифровой трансформации АО «СОГАЗ» Павел Бутенко. 

Страховой компании выгодно, чтобы клиент был как можно быстрее и эффективнее вылечен. Врач тоже в этом заинтересован. Однако сам пациент далеко не всегда мотивирован. Половина опрошенных людей жалуются на отсутствие силы воли и мотивации вести здоровый образ жизни. При этом пациенты хотели бы не просто пользоваться медицинскими помощниками и участвовать в дистанционном мониторинге, а иметь обратную связь от врача. 

Тенденции.

В мире вслед за сервисами цифрового дистанционного мониторирования уже начинают развиваться сервисы цифровой терапии, которые «встраиваются» в жизнь человека и с доказанной эффективностью повышают ее качество, снижая проявление болезни.  И исследования показывают, что благодаря использованию данных сервисов у 70 процентов пользователей снижается среднее артериальное давление. У диабетиков на 1,5 пункта снижается гликированный гемоглобин – показатель, отвечающий за проявление болезни. Если у пациента с сахарным диабетом гликированный гемоглобин выше 7, то государство тратит около 180 тысяч дополнительных средств в год, чтобы снять нежелательные последствия от неконтролированности этого заболевания.

Образно говоря – дистанционный мониторинг – это «цифровая таблетка», которая уже может назначаться врачом. Она не заменяет лечение, но является очень эффективным дополнением. Персональные медицинские помощники – это не только гаджеты, это сервисы аналитики и система поддержки пациента и его мотивации. Сервисы дают рекомендации, рассказывают, как человеку жить с его проблемой. Это контент, который влияет на отношение человека к своему здоровью. 

Александра Махлина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате