Уникальная выставка графики представлена в залах НГХМ

Уникальная выставка графики представлена в залах НГХМ

Второй фестиваль графики стартовал в Нижнем Новгороде с выставки «Черное зеркало Уильяма Хогарта», которая открылась в филиале НГХМ «ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО» (на Верхневолжской набережной). Английские черно-белые гравюры – это не застывшая костюмная и далекая от нас эпоха, а острый взгляд художника на пороки общества.

Впервые на «гастроли».

Задача графического фестиваля этого года состоит не только в том, чтобы привезти и показать нижегородцам известных авторов, но в большей степени – в сохранении творческой атмосферы, заданной год назад, и демонстрации всеохватности этого вида изобразительного искусства. Серия из четырех выставок графики продлится до конца года и будет открываться в разных музейных пространствах. Кроме того, организаторы вскоре представят дополнительную программу, куда войдут лекции, кинопоказы и концерты.

Из 115 работ, хранящихся в коллекции Самарского областного художественного музея, в Нижний Новгород привезли 50. Впервые они были отправлены на «гастроли», поэтому выставку можно полноправно назвать уникальной. Графика – очень хрупкое и трепетно хранимое искусство, оберегаемое от источников света и перепадов температур, и в принципе надолго не выставляется, однако залы НГХМ смогут обеспечить им все необходимые условия.

Как рассказали сотрудники нижегородского музея, в формировании экспозиции им «помогал» сам автор. Расположение картин в трех залах подчиняется хронологии создания – по циклам и сериям, объединенным одной темой: «Карьера шлюхи» (1732), «Прилежание и леность» (1747), «Четыре степени жестокости» (1751), «Выборы в парламент» (1755-1758); «Карьера мота» (1735), «Модный брак» (1745), дополняют их работы «Саусорская ярмарка», «Пузыри Южного моря», парные гравюры «Улица пива», «Переулок Джина» (1751). Удивительно, насколько созвучны они с названиями современных фильмов – недаром в названии выставки читается аллюзия к известнейшему сериалу «Черное зеркало» и театральный принцип «черной комнаты» сцены, где все происходящее – картины из чьей-то пьесы и люди-актеры.

Понятный всем язык.

Сатирическое отражение пороков и выбор смелых тем и сегодня впечатляет. Вместо привычного для своего времени изображения привилегированной знати, изящной красоты натюрмортов, автор показывает изнанку жизни, создает жанровые рисунки, в которых высмеивает и обличает ее. Позже это явление трансформируется в острые карикатуры – способ высмеять то, что официально критиковать нельзя. Хогарт отказывался следовать строгому классицизму и принятой двуличной морали, и потому его героями зачастую становились представители «низов», обитатели грязных улиц – все те, кого не принято было изображать столь реалистично. Внимательный российский зритель сразу же отметит, насколько оказались близки его принципам в искусстве российские передвижники, которые писали подобные же сцены век спустя.

Хогарта называют новатором и просветителем – свои работы он печатал большими тиражами, подчас на самой дешевой бумаге, чтобы их смогли приобрести даже самые малоимущие покупатели. Не будем забывать, что многие тогда были безграмотными, а визуальное искусство оставалось универсальным языком, понятным всем. Художника не удовлетворяла прикладная функция – иллюстративно фиксировать действительность, он стремился своим творчеством изменить жизнь, выводил назидательную мораль и собственное отношение к персонажам в центр сюжетов. Этими эмоциями и актуальными смыслами он дорог и ценен в XXI веке.

В день вернисажа между нижегородским и самарским музеями было подписано соглашение о сотрудничестве, а это значит, что в будущем зрители обоих городов увидят другие работы из их богатых запасников. Например, совместная выставка, посвященная творчеству Василия Поленова, осенью откроется в Самаре, куда отправятся произведения художника из Нижнего Новгорода.

Выставка в Доме Сироткина будет работать по 15 октября 2023 года. А фестиваль графики и программа «Музейная набережная» продолжился выставкой в Арсенале – «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова», где представлены графические работы художников-нонконформистов, хранящиеся в собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, и серией других открытий. (16+)

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено НГХМ.

Следите за нашими новостями в удобном формате