Архитектурная столица-уже прошлое?

Культурное сообщество не понимает игр нижегородских  архитекторов ."Нижегородские новости" продолжают общественное обсуждение проблемы сохранности исторического центра нашего города.
Напоминаем, что толчком к разговору стал "круглый стол" "Сохранение исторического центра Нижнего Новгорода: куда идем и что делать?", проведенный по инициативе председателя комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству Александра Серикова. Свое мнение по данному вопросу сегодня высказывают сразу два человека.

Сергей ДМИТРИЕВСКИЙ, архитектор НИП "Этнос": - Как мы прекрасно помним, в начале 90-х Нижний Новгород был провозглашен архитектурной столицей Поволжья. В это время в историческом центре Нижнего Новгорода строились очень интересные объекты, которые и сегодня не потеряли своего значения для города. Это работы талантливых, уважаемых нижегородских архитекторов, имена которых мы все хорошо знаем. В тот период понятия "среда" и "средовой подход" были важнейшими критериями оценки принимаемых архитектурных решений. Как говорил Александр Евгеньевич Харитонов, "у нашего поколения своя позиция, она нацелена на среду". Показатель мастерства - интеллектуальность, многослойность, смысловая насыщенность.
Очень важны моменты сценарного развития и глубина ассоциаций. Каждая конкретная творческая задача рассматривалась архитекторами как часть общей цели развития и становления города.
К сожалению, за последние годы картина сильно изменилась. Архитекторы разобщены. По-прежнему раздаются голоса об архитектурной столице, но уже исключительно внутри цеха. Культурное, я подчеркиваю, культурное городское сообщество не понимает игр современных нижегородских архитекторов, чему я был сам неоднократно свидетелем. Стоит сказать, что ты архитектор, как возмущению нет предела: "Что вы делаете с городом, как можно такое вытворять?!" Поразительно изменилось сознание архитекторов, даже самых уважаемых. Основополагающие понятия среды и средового подхода исчезают из профессионального лексикона. Новые объекты не предусматривают окружение: ни историческую, ни современную постройки. Иногда это выглядит странно, иногда страшно, а иногда просто смешно. Утрачено понимание социального заказа и социальной миссии архитектора. Все поставлено на удовлетворение потребности заказчика, интересы которого сосредоточены в получении максимальной прибыли, определяемой количеством квадратных метров. Главенствует принцип "заказчик всегда прав". Если не сделаю я, заказ уйдет к другому архитектору. Отсутствует принцип личной ответственности за принимаемые решения.
Я с удивлением заметил, например, что на подписанных и согласованных главным архитектором эскизах жилого дома, проектированного в центре города, нет имени автора-архитектора, а есть подпись только ГИПа. Раньше такое невозможно было представить.
Складывается впечатление, что нижегородское архитектурное сообщество добровольно поставило себя на службу альянсу власти и капитала. Интересы горожан игнорируются легко, решения принимаются без лишнего шума, а граждане ставятся перед свершившимся фактом, причем всегда находятся аргументы в пользу подобных решений. Идет фронтальное наступление на общественные территории. Отсюда, например, эти идеи о 25-этажном жилом доме в парке им. Кулибина. Архитектурное сообщество воспринимает подобное начинание потенциальных инвесторов с энтузиазмом и ваяет архитектурных монстров, без тени сомнения в правомерности появления таких объектов в историческом центре и в непосредственной близости от Нижегородского кремля. В свое время Харитонов сказал, что о размещении типовых зданий в центре города не может быть и речи. Между тем, к сожалению, приходится констатировать, что в последние годы сложилась ситуация, когда вновь строящиеся объекты, главным образом жилые дома, мало чем отличаются от типовых построек. Набор архитектурных приемов крайне скуден: остекленные лоджии и балконы, металлический декор и цветной кирпич в отделке фасада. Застройка отличается высокой плотностью, обустройство минимальное, все закатывается в асфальт, парковок катастрофически не хватает. Спальные районы в самом худшем смысле этого выражения приходят в исторический центр. Какое уж тут качество жилой среды! Окружение производит гнетущее впечатление однообразием и непроходимой скукой.
Не надо быть большим профессионалом, чтобы понять, что продолжение подобной градостроительной политики, а точнее, ее отсутствие, ведет город к катастрофе. Уже сегодня в центре города автомобили стоят на тротуарах, а строительство только набирает силу: сплошные котлованы и ограждения новостроек. На мой взгляд, и я уверен, что у меня есть союзники, нижегородская архитектура находится сегодня в тяжелом кризисе. И вовсе не потому, что нет профессионалов. Очевидно, что всякое мастерство, лишенное нравственного чувства и личной ответственности, легко и быстро становится на сторону зла. Как сказал один из героев Достоевского: "Если Бога нет, то, значит, все можно?" Мне кажется, что настало время нашему архитектурному сообществу задаться подобным вопросом. В конце концов, проблема сохранения культуры - это проблема национальной безопасности, и не понимать этого люди, наделенные властью, не имеют права.
Александр Евгеньевич Харитонов говорил: "Для меня важно, что наша архитектура имеет национальные корни. Работая над проектом, мы делаем то, что кажется необходимым здесь, сейчас в этом городе, в этой стране. Город должен сохранить свое лицо, иметь свои доминанты, те, что он уже имеет, и приобрести еще достойное дополнение".

Ольга ОРЕЛЬСКАЯ, профессор Нижегородского государственного архитектурностроительного университета: - Сейчас осуществлен очень важный этап в решении проблемы, которую мы обсуждаем, - разработан историко-архитектурный опорный план. Причем опорные планы разрабатывались и ранее, но этот отличается от предыдущих тем, что он основан на законе 2002 года и учитывает уже не отдельные единичные объекты и памятники, а среду. Я считаю, на этом нельзя останавливаться, нужны следующие шаги, которые помогут в деле сохранения наследия. Прежде всего необходима срочная разработка охранных зон конкретных объектов культурного наследия.
И я вижу в этом единственный путь спасения и сохранения исторической застройки центра города. Необходимо ввести жесткие регламенты на ограничение этажности в достопримечательных местах старого города.
Кроме того, у меня возникает очень большое опасение, что в разработанной "концепции" значительное количество объектов предлагается к переносу. Конечно, ни о каком массовом переносе уникальных объектов речи быть не может, потому что перенос даже одного памятника приведет к утрате среды. Нельзя лишать объект его природного окружения и исторического контекста, иначе мы с вами получим "потемкинские деревни", не имеющие культурной ценности. Они будут представлять собой театральные декорации на тему как бы исторического Нижнего Новгорода.
Я хотела бы обратиться к тем, кто занимается разработкой программы или концепции сохранения наследия: создайте раздел, посвященный деревянному зодчеству Нижнего Новгорода. Это уникальное явление, которое характерно только для древних русских городов. Существует реальная угроза, что к 800-летию города в Нижнем Новгороде не сохранится ни одного деревянного дома. Именно это наследие наиболее уязвимо и ценно, поэтому ему нужно уделить особое внимание.
Записала Марина СТРАУСОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате