Детей, похожих на девочку-непоседу из известного мультика «Маша и Медведь», все больше. Они есть в каждом классе. У многих таких ребят наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
До сих пор бытует мнение, что это придуманный диагноз, а подобное поведение – следствие плохого воспитания. Однако уже доказано, что дети не могут преодолеть симптомы СДВГ, «пытаясь сосредоточиться» или заставляя себя «быть более внимательными». Исследования по визуализации мозга показали, что у людей с данным синдромом он имеет структурные отличия. О том, что такое СДВГ, рассказали эксперты Фонда «Обнажённые сердца» – клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня.
Особенности поведения.
СДВГ – это поведенческий диагноз, и он определяется анализами или инструментальными исследованиями, такими как ЭКГ, КТ, или МРТ. Данный диагноз ставится на основе комплексной оценки пациента психиатром или неврологом. Оценка включает наблюдение, интервью с пациентом, а если речь идет о ребенке, то это еще опрос родителей, воспитателей или учителей, а также других людей из окружения ребенка.
Для детей до 16 лет используют критерий шести и более признаков синдрома. Первые признаки СДВГ можно заметить в раннем возрасте – одного-двух лет, но официально диагноз ставится с трех лет. Обычно родители гиперактивных детей говорят, что сталкиваются с первыми проблемами, когда ребенок начинает ходить. Он бегает по квартире, забирается на шкафы, падает, открывает окна, тянет все в рот, часто травмируется и т. д. Следующая волна обращений к психиатру начинается в школе, когда ребенок попадает в жесткие рамки образовательного учреждения и имеет дело с нагрузками, которые не может выдержать.
– Как много детей с такими проблемами?
– Согласно исследованиям, в современном мире в среднем у 10 процентов детей (по разным данным, их от 3 до 15 процентов).
В последние годы в мире постепенно увеличивается число несовершеннолетних с диагностированным СДВГ – с 6% в 1997 году до 10% в 2016-м. Эксперты продолжают спорить относительно причин этой тенденции: то ли это связано с улучшением диагностики, то ли с реальным увеличением количества детей с этим нарушением.
– Передается ли данный диагноз по наследству?
– Десятилетия исследований показывают, что гены играют важнейшую роль в этиологии СДВГ. Наследственность СДВГ достаточно высокая, она составляет 74 процента. Это послужило основанием для поиска генов предрасположенности к данному синдрому.
Найти свою стратегию успеха.
– Таких детей в обществе считают невоспитанными, с ними сложно справляться педагогам. Может ли ребенок с СДВГ быть успешным в школе?
– При грамотной организации учебного процесса (хорошая структура, окружение, распорядок занятий, дозирование информации, перерывы на двигательную активность, учет и т. д.) дети с СДВГ могут прекрасно учиться, несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием и забывчивостью. Интеллектуальный уровень детей с данным синдромом может быть самым разным, в том числе и очень высоким, но случается, что СДВГ может сочетаться с другими интеллектуальными нарушениями, например у 30% детей с аутизмом встречается СДВГ. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать домашнее задание, то не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. Для этого можно использовать дробный, пошаговый метод обучения с подключением мнемонических техник.
В некоторых случаях может помочь грамотный специалист службы сопровождения образовательного учреждения – психолог или специальный педагог, знакомый с современными методиками помощи детям с СДВГ. Он сможет провести оценку особенностей ребенка, разработать соответствующие рекомендации и помочь педагогам и родителям в их реализации.
Если такого специалиста в образовательном учреждении нет, то можно обратиться в специализированный центр. Важно, чтобы заключение специалистов центра носило не общий характер («развивать, стимулировать» и так далее), а содержало конкретные рекомендации по организации образовательной среды, продолжительности занятия, рекомендуемой системе подкрепления и визуальной поддержки, подходящих ребенку способах развития самоконтроля). Вместе с педагогами и специалистами службы сопровождения можно выстроить наиболее подходящий для ребенка план обучения.
Важна открытость.
– Что родители должны донести до учителя/воспитателя, если у их ребенка есть такого рода проблемы?
– Если у девочки или мальчика преобладает дефицит внимания, то могут возникать трудности с концентрацией, приводящие к тому, что может быть непросто сосредоточиться на выполнении задания или восприятии инструкции учителя. У ребенка с гиперактивностью и импульсивностью возможны сложности с самоконтролем, неусидчивостью, а его повышенная активность может выглядеть как намеренное нарушение дисциплины.
Иногда родители предпочитают не рассказывать в школе о трудностях своего чада, однако, если эти трудности имеются на самом деле, то они все равно будут заметны. В итоге учителя проявляют недовольство, а у ребенка снижаются шансы на успехи в учебе.
Опыт показывает, что чаще всего самой полезной стратегией является открытость в отношениях родителей и учителей, поэтому лучше постараться рассказать об особенностях ребенка с самого начала.
Нужно прежде всего понять самим и постараться донести до педагогов, что изначальные причины СДВГ лежат не в воспитании в семье или поведении родителей. Это неврологический диагноз, и его не стоит стесняться или пытаться скрывать.
Хвалить, а не ругать.
– Поддается ли данный синдром лечению или эффективному нивелированию его проявления?
– Основная и самая эффективная помощь и поддержка для ребенка с СДВГ заложена в применении психологических и педагогических методов.
Чрезвычайно важен позитивный настрой учителя и его готовность к сотрудничеству. Педагог может вместе со своим учеником проговорить и использовать стратегии, которые позволят лучше учиться (например, разбивка задач на части, разные виды визуальной поддержки, возможность двигаться в течение урока и т. д.). Кроме того, очень важно, чтобы ребенка хвалили за хорошее поведение и качественно выполненную работу. Можно использовать различные системы поощрений, например, посредством жетонов за хорошее поведение как для индивидуального ученика, так и для всего класса.
Также, чтобы предотвратить нежелательное поведение, учитель может выработать вместе с таким учеником несколько предупреждающих сигналов, например, сигнал рукой или записка. Для многих детей хорошо работают визуально представленные правила поведения в классе, к которым стоит регулярно обращаться.
Чтобы помощь ребенку была успешной, необходимо привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров.
Методы помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий обучающие программы для родителей и педагогов, а также поведенческие подходы для развития новых навыков и поддержки позитивного поведения.
Для взрослых людей с СДВГ также может быть полезна медикаментозная поддержка, но назначить ее может только врач.
Справка «НН».
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нарушение неврологического развития. Принято выделять три подтипа синдрома: первый связан с проблемами внимания, второй – с гиперактивностью и импульсивностью, третий подтип сочетает то и другое.
Кстати.
У родителей детей с СДВГ возникает множество вопросов. Ответы можно найти в новом сезоне подкаста Фонда «Обнаженные сердца» – «Инклюзия и жизнь» (podcast.ru/1487789352/e), который создан при поддержке Фонда президентских грантов.
На заметку.
Клинические проявления СДВГ в дошкольном возрасте – это:
Двигательное беспокойство, неусидчивость.
Нарушение устойчивости внимания, забывчивость (ребенку трудно на чем-то сконцентрироваться даже в течение 5 минут, его может быть сложно успокоить и уложить спать, у него могут быть проблемы с дневным сном).
Нетерпеливость (трудно ждать своей очереди).
Отсутствие страха перед потенциальными опасностями.
Импульсивность.
Энергичная и нередко деструктивная игра.
Требовательность, упрямство, иногда склонность к спорам и вызывающему поведению.
Задержка развития (например, двигательная или речевая).
Избыточные приступы гнева, истерики.
Трудности с освоением навыков самообслуживания, требующих адаптивности и внимательности (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т. д.).
Трудности с адаптацией к новым людям и среде.
Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.