Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует к себе особого отношения

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует к себе особого отношения

Детей, похожих на девочку-непоседу из известного мультика «Маша и Медведь», все больше. Они есть в каждом классе. У многих таких ребят наблюдается синдром дефицита внимания и гипер­активности (СДВГ). 
До сих пор бытует мнение, что это придуманный диагноз, а подобное поведение – следствие плохого воспитания. Однако уже доказано, что дети не могут преодолеть симптомы СДВГ, «пытаясь сосредоточиться» или заставляя себя «быть более внимательными». Исследования по визуализации мозга показали, что у людей с данным синдромом он имеет структурные отличия. О том, что такое СДВГ, рассказали эксперты Фонда «Обнажённые сердца» – клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня. 

Особенности поведения.

СДВГ – это поведенческий диагноз, и он определяется анализами или инструментальными исследованиями, такими как ЭКГ, КТ, или МРТ. Данный диагноз ставится на основе комплексной оценки пациента психиатром или неврологом. Оценка включает наблюдение, интервью с пациентом, а если речь идет о ребенке, то это еще опрос родителей, воспитателей или учителей, а также других людей из окружения ребенка. 

Для детей до 16 лет используют критерий шести и более признаков синдрома. Первые признаки СДВГ можно заметить в раннем возрасте – одного-двух лет, но официально диаг­ноз ставится с трех лет. Обычно родители гиперактивных детей говорят, что сталкиваются с первыми проблемами, когда ребенок начинает ходить. Он бегает по квартире, забирается на шкафы, падает, открывает окна, тянет все в рот, часто травмируется и т. д. Следующая волна обращений к психиатру начинается в школе, когда ребенок попадает в жесткие рамки образовательного учреждения и имеет дело с нагрузками, которые не может выдержать.

– Как много детей с такими проблемами? 

– Согласно исследованиям, в современном мире в среднем у 10 процентов детей (по разным данным, их от 3 до 15 процентов).

В последние годы в мире постепенно увеличивается число несовершеннолетних с диагностированным СДВГ – с 6% в 1997 году до 10% в 2016-м. Эксперты продолжают спорить относительно причин этой тенденции: то ли это связано с улучшением диагностики, то ли с реальным увеличением количества детей с этим нарушением.

– Передается ли данный диагноз по наследству? 

– Десятилетия исследований показывают, что гены играют важнейшую роль в этиологии СДВГ. Наследственность СДВГ достаточно высокая, она составляет 74 процента. Это послужило основанием для поиска генов предрасположенности к данному синдрому.

Найти свою стратегию успеха.

– Таких детей в обществе считают невоспитанными, с ними сложно справляться педагогам. Может ли ребенок с СДВГ быть успешным в школе? 

– При грамотной организации учебного процесса (хорошая структура, окружение, распорядок занятий, дозирование информации, перерывы на двигательную активность, учет и т. д.) дети с СДВГ могут прекрасно учиться, несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием и забывчивостью. Интеллектуальный уровень детей с данным синдромом может быть самым разным, в том числе и очень высоким, но случается, что СДВГ может сочетаться с другими интеллектуальными нарушениями, например у 30% детей с аутизмом встречается СДВГ. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать домашнее задание, то не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. Для этого можно использовать дробный, пошаговый метод обучения с подключением мнемонических техник.

В некоторых случаях может помочь грамотный специалист службы сопровождения образовательного учреждения – психолог или специальный педагог, знакомый с современными методиками помощи детям с СДВГ. Он сможет провести оценку особенностей ребенка, разработать соответствующие рекомендации и помочь педагогам и родителям в их реализации. 

Если такого специалиста в образовательном учреждении нет, то можно обратиться в специализированный центр. Важно, чтобы заключение специалистов центра носило не общий характер («развивать, стимулировать» и так далее), а содержало конкретные рекомендации по организации образовательной среды, продолжительности занятия, рекомендуемой системе подкрепления и визуальной поддержки, подходящих ребенку способах развития самоконтроля). Вместе с педагогами и специалистами службы сопровождения можно выстроить наиболее подходящий для ребенка план обучения.

Важна открытость.

– Что родители должны донести до учителя/воспитателя, если у их ребенка есть такого рода проблемы? 

– Если у девочки или мальчика преобладает дефицит внимания, то могут возникать трудности с концентрацией, приводящие к тому, что может быть непросто сосредоточиться на выполнении задания или восприятии инструкции учителя. У ребенка с гиперактивностью и импульсивностью возможны сложности с самоконтролем, неусидчивостью, а его повышенная активность может выглядеть как намеренное нарушение дисциплины.

Иногда родители предпочитают не рассказывать в школе о трудностях своего чада, однако, если эти трудности имеются на самом деле, то они все равно будут заметны. В итоге учителя проявляют недовольство, а у ребенка снижаются шансы на успехи в учебе.

Опыт показывает, что чаще всего самой полезной стратегией является открытость в отношениях родителей и учителей, поэтому лучше постараться рассказать об особенностях ребенка с самого начала. 

Нужно прежде всего понять самим и постараться донести до педагогов, что изначальные причины СДВГ лежат не в воспитании в семье или поведении родителей. Это неврологический диагноз, и его не стоит стесняться или пытаться скрывать.

Хвалить, а не ругать.

– Поддается ли данный синдром лечению или эффективному нивелированию его проявления? 

– Основная и самая эффективная помощь и поддержка для ребенка с СДВГ заложена в применении психологических и педагогических методов. 

Чрезвычайно важен позитивный настрой учителя и его готовность к сотрудничеству. Педагог может вместе со своим учеником проговорить и использовать стратегии, которые позволят лучше учиться (например, разбивка задач на части, разные виды визуальной поддержки, возможность двигаться в течение урока и т. д.). Кроме того, очень важно, чтобы ребенка хвалили за хорошее поведение и качественно выполненную работу. Можно использовать различные системы поощрений, например, посредством жетонов за хорошее поведение как для индивидуального ученика, так и для всего класса.

Также, чтобы предотвратить нежелательное поведение, учитель может выработать вместе с таким учеником несколько предупреждающих сигналов, например, сигнал рукой или записка. Для многих детей хорошо работают визуально представленные правила поведения в классе, к которым стоит регулярно обращаться. 

Чтобы помощь ребенку была успешной, необходимо привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров. 

Методы помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий обучающие программы для родителей и педагогов, а также поведенческие подходы для развития новых навыков и поддержки позитивного поведения. 

Для взрослых людей с СДВГ также может быть полезна медикаментозная поддержка, но назначить ее может только врач. 

Справка «НН».

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нарушение неврологического развития. Принято выделять три подтипа синдрома: первый связан с проблемами внимания, второй – с гиперактивностью и импульсивностью, третий подтип сочетает то и другое. 

Кстати.

У родителей детей с СДВГ возникает множество вопросов. Ответы можно найти в новом сезоне подкаста Фонда «Обнаженные сердца» – «Инклюзия и жизнь» (podcast.ru/1487789352/e), который создан при поддержке Фонда президентских грантов. 

На заметку.

Клинические проявления СДВГ в дошкольном возрасте – это:

Двигательное беспокойство, неусидчивость.

Нарушение устойчивости внимания, забывчивость (ребенку трудно на чем-то сконцентрироваться даже в течение 5 минут, его может быть сложно успокоить и уложить спать, у него могут быть проблемы с дневным сном).

Нетерпеливость (трудно ждать своей очереди).

Отсутствие страха перед потенциальными опаснос­тями.

Импульсивность.

Энергичная и нередко деструктивная игра.

Требовательность, упрямство, иногда склонность к спорам и вызывающему поведению.

Задержка развития (например, двигательная или речевая).

Избыточные приступы гнева, истерики.

Трудности с освоением навыков самообслуживания, требующих адаптивности и внимательности (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т. д.).

Трудности с адаптацией к новым людям и среде.

Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате