Сначала он рисовал крыши – обращенный к солнцу пэчворк, искрящийся бликами и рефлексами. Затем обратился к портретам и танцу, и чем дальше, тем глубже уходил в настроения. Великолепный график, он работает в большом формате, и это необычно.
«Безответственный» архитектор.
– Михаил, каково это – быть потомственным художником? Был ли у вас выбор стать кем-либо, кроме как художником? И вообще, художник вы или архитектор?
– Я себя исключительно архитектором никогда не считал и не считаю – в отличие, кстати, от папы. Он скульптор, но сам себя называет архитектором. У архитектора рисунок другой, сухой, и мышление совершенно другое. Кстати, когда художники смотрят на мои работы, они всегда видят во мне архитектора, как бы я ни открещивался. Архитектурный факультет
ННГАСУ максимально дал мне знания устройства зданий, и, уже не отдавая себе в этом отчета, я рисую постройки правильно, так как понимаю их внутреннюю структуру.
Да – во многом я архитектор: заведую кафедрой дизайна архитектурной среды Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, очень люблю свою работу и современную архитектуру.
Почему я пошел именно по такому пути? Родители – архитекторы, а я человек послушный. Рисую с самого детства, ходил в изостудию Дворца пионеров имени В.П. Чкалова, где занимался у известных в городе педагогов И.С. Соловьевой и В.А. Сергеева. В 12 лет получил премию Нижнего Новгорода. Это была перьевая графика, сделанная очень тонким, словно иголка, чертежным пером. Затем, под влиянием своего учителя Владимира Алексеевича Сергеева, насмотревшись на его фантастические пастели, сам переключился на пастель. И всё!
Конечно, своим наставником, старшим другом я считаю и выдающегося нижегородского акварелиста Владимира Ивановича Рекина. Обогащает нынешний круг общения с молодыми художниками Анной и Ольгой Лагеда, Юлией Ерофеевой, Дашей Корюкаловой…
Я благодарен судьбе за то, что не получил классического в общепринятом смысле художественного образования – у меня нет ни училища, ни академии. Рад, что стал архитектором и работаю с архитектурой, средой, пространством города, а рисование осталось пусть очень развитым, но всё же хобби. Это спасает от выгорания. Думаю, если бы я работал именно художником, не смог бы протянуть долго. Мне нравится маскироваться под архитектора – это снимает ответственность!
В поисках чувства.
– Почему из всего многообразия мира вы выбираете городской пейзаж и старые деревянные дома?
– Я с рождения живу на Ковалихе, в эпицентре старого города. Вокруг – самые красивые наши улицы: Нестерова, Провиантская, Большая Печерская, Фрунзе… Это всё я люблю с детства. Бабушка-художница на старый город меня нацеливала, то же и учителя в изостудии. Мы выходили в какой-нибудь дворик, останавливались, и Владимир Алексеевич говорил: созерцайте...
Искусствоведы делают ошибку, характеризуя мои работы как «летопись Нижнего». «Весь Нижний» так близко меня не интересует. Интересуют буквально пять-семь мест. Я их люблю, они для меня родные: либо я там часто хожу, либо понравился какой-то пластический мотив. К ним я постоянно возвращаюсь, к небольшому перечню родных мест.
Что до «деревяшек» в целом – с точки зрения такой, одухотворенной фактуры, наверное, ничего лучше нет: в них и смысл, и некая «прожитость» целыми поколениями. Хотя и остальные дома, выстроенные в разные периоды – например «хрущевские» пятиэтажки – они тоже эмоционально подтягиваются: уже и в них видишь романтику. А какие-нибудь «сталинки» – и вовсе добрые, живые.
Но мне нравится и эстетика разрушения, безотносительно этического момента. Это когда начинают говорить про какое-то спасение. Да, деревянные дома жалко очень. Я сам пытался что-то спасать, и даже вроде бы это имело эффект, но ведь сегодня ты спас дом, а завтра его всё равно снесут. Иной раз мне нравится, как дом разрушается. Но – разрушается сам: потихоньку увядает, тлеет, уходит. Я вообще люблю всё, что не «специально». Я как художник современное «сделанное» не люблю: меня это отталкивает, мне это неинтересно. Интересно – когда трава, листья и деревяшки, и небо, и голуби и всё такое. Приходишь к такому дому, располагаешься напротив – и…
– Ваши «герои» легко узнаваемы, причем опознаются не только места, но и вызываемые ими эмоции. Как их уловить и воплотить?
– Быть может, это происходит оттого, что я в эти места постоянно прихожу и очень с ними сроднился. Конечно, задаешь себе какие-то схемы, и все же эмоции надо пропускать через чистую голову. Где-то нужно думать, а где-то лучше не думать. Есть в этих вещах тонкая грань! Я искренне уверен, что все время анализировать нельзя, потому что иначе будет другой жанр, «мозговое» искусство, лучше ловить чувства. Я много гуляю, смотрю; люблю любую погоду, любую природу, и в любом состоянии восхищаюсь, причем часто сознательно избегаю слишком красивых ярких видов, предпочитая им что-то более «скромное», внешне серенькое.
Сделано руками.
У художника Михаила Дуцева небольшие, аристократической формы кисти рук, с тонкими нервными пальцами. В кожу, отмытую с хирургическим тщанием, намертво въелась краска: он с силой, щедро, страстно вмазывает красочный слой в шероховатую поверхность. Видимо, молчаливое созерцание рук художника воспринимается как невысказанный вопрос.
– Я пастелью работаю плотно, – поясняет Михаил. – Для меня важно ощущение краски пальцами, давление, прикосновение разной силы. Наверное, это можно сравнить с музыкой, где тысяча разных туше дает тысячу разных звуков. Для меня важна эта физика прикосновений. Нужна сила, и эту силу я не могу применить никак иначе, если у меня нет твердой основы. Поэтому на вертикальной поверхности в принципе не работаю. Мне не надо никаких мольбертов. Прямо на землю кладется пенокартон – и всё. И стульчик не нужен – работаешь, сидя на коленках. Все эти мольберты и стульчики будут шататься, болтаться, и ты будешь на эти моменты отвлекаться.
– Вы много экспериментируете. Быть может, рядовому зрителю это не всегда видно и не очень понятно. Расскажите?
– В первую очередь, пишу сухой пастелью. На черной бумаге – впрочем, это уже немного надоедает. На грунтованной бумаге: наложенный грунт уже дает композиционную предзаданность. Работаю масляной пастелью, графитом, цветным углем, размывным соусом – эффект как у акварели. Сейчас много новых интересных красок появилось. Например oil stick, масляная палочка, по сути – масляная краска, оформленная как пастель. Или, вот, грунт специальный для пастели, который придает бумаге свойство бумаги наждачной. Это, кстати, не шутка, потому что рабочие пальцы у меня зимой просто не заживают, стираются до крови. Пастелью вообще нужно рисовать по шероховатой бумаге. Левитан писал пастелью на наждачке. Достаточно мелкого зерна, нулевки – и пастель начинает раскрывать свой темперамент. На фактурной бумаге ручной работы она ведет себя совершенно иначе, словно идет в глубину.
Да, пастель находится как бы на границе живописи и графики. И все же я манифестирую себя как графика.
– Провести разделительную черту в ваших работах не так просто.
– Считается, что в академическом искусстве любой живописец стремится к картине. Картина – это такая, продуманная история, стабилизированное содержательно-формальное единство. Нечто наподобие симфонии с глубоким, тяжеловесным даже содержанием. Даже в пейзаже. Картина словно изначально ориентирована на музей, на долгую отдачу. А графику в сравнении с живописью,
к сожалению, часто считают чем-то факультативным. Зачастую воспринимают ее ограниченно как строгую, черно-белую, либо имеющую явный прикладной характер, к примеру, для книжной иллюстрации.
У меня – ни то и ни другое. Скорее, фиксация момента, запечатленность процесса. Промежуточная фаза. То есть, можно назвать ее картиной и успокоиться. Но, на самом деле, это – особое, третье состояние, которое мне не хочется камуфлировать под картину. Хочется, чтобы зритель постепенно понял и принял этот третий путь, особую авторскую историю.
Вспоминается выставка «Графика без границ», которую устраивал наш художественный музей почти год назад. Среди участников ее, кстати, оказалось всего трое ныне живущих художников: Владимир Николаевич Величко, Владимир Иванович Рекин и ваш покорный слуга. Она была нацелена на популяризацию именно графического музейного наследия и открывала новый взгляд на это искусство.
Я затеваю некую игру со зрителем. Графические произведения, как правило, небольшого размера, – а у меня большой размер с умыслом. За счет такого формата рисунок как бы приближается к картине, но таковой не является. Масштабное произведение по-другому воздействует на зрителя, дает более сильные эмоции, формально оставаясь рисунком. Но если меня спросят, не хочу ли я сделать более «завершенную» работу, приближенную к картине в традиционном смысле – нет, конечно. Хочется балансировать на грани.
Справка «НН».
Художник Михаил Викторович Дуцев родился в Горьком в 1979 году. С 2005 член Союза художников России (секция графики). С 2002 по 2009 архитектор проектного бюро «Архитектоника», с 2006 архитектор Архитектурной мастерской ННГАСУ.
Участник международных, всероссийских, межрегиональных и областных художественных выставок.
Награжден Серебряной медалью Российской Академии художеств за монографию «Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре».
Произведения М.В. Дуцева находятся в собрании Нижегородского государственного художественного музея, Саровской художественной галереи, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств
им. С.Д. Эрьзи, Чувашского государственного художественного музея и в частных коллекциях.
Беседовала Мария Федотова. Фото Леонида Гройсмана.