Стоило ли ломать голову? Жанр новой постановки создатели обозначили «метафизической комедией»

Стоило ли ломать  голову? Жанр новой постановки создатели  обозначили  «метафизической комедией»

Нижегородский театр «Комедiя» открывает сезон сразу двумя премьерами. Одна из них – «Голова», поставленная Львом Харламовым по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика, победителя первого драматургического конкурса новых комедий «Низкий жанр», состоявшегося в Нижнем Новгороде.

Что это за чудо?

На малой сцене театра за 70 минут сценического действа происходит всего три события. Однако главные изменения за это время случаются не с персонажами, а происходят в нас самих, в субъективном отношении зрителей к развивающейся ситуации, – в голове. Ведь наблюдатели, которых герои то как будто видят, а то не замечают, становятся соучастниками спектакля.

Драматург поместил в центр сюжета живой загадочный объект, напоминающий сказочного Колобка, с глазами и ртом, только не разговаривающего. Автор лукаво, провоцируя, предложил поразмышлять: как бы мы отнеслись к явлению такого Чуда, случись оно с нами, в настоящее время, в бытовых обстоятельствах? Кто-то может назвать это «гоголевщиной» или абсурдом, но создатели спектакля обозначили жанр постановки «метафизической комедией». Смешное в ней обязательно будет (из категории «умного юмора»), но с черным оттенком.

Игра слов и манипуляции поступками остальных персонажей – часть воображаемого мира главного действующего лица под именем «Я». Он, словно альтер эго автора, на наших глазах создает текст и проговаривает реплики, из которых складывается произведение. Оттого спектакль кажется «литературным», населенным не вполне живыми героями. Время и место действия в нем условны, а действия актеров могут противоречить звучащим ремаркам. На этом контрасте подчас и рож­дается смех.

Объект внимания – Голова – была найдена под лавкой в пакете, в метро, и принесена другом героя, Палкиным. Это не чья-то часть организма, отделенная от тела, а круглое бесполое нечто, которое может отвечать на вопросы («да» или «нет»), закрывая тот или иной глаз, и реагировать мимикой. Исполнители ролей – актеры Иван Гапонов и Руслан Строголев – зачастую зеркально отыгрывали движения друг друга, словно давали нам подсказки к разгадке мис­тической истории.

Не доверяй!

Впрочем, «ключи» к спектаклю разбросаны повсюду – внимательно присмотритесь к названию книги на полке и оформлению сцены (художник Павел Плохов). Стены оббиты матрасом и мягкими деталями, чтобы обитатель замкнутого пространства не мог навредить самому себе, сумка не лежит на полу, но висит под потолком. Да и сама Голова изначально находится в центре сцены, и ее прообраз явится вновь, после исчезновения, в объясняющем режиссерский замысел метафизическом эпилоге.

В театральном пространстве присутствуют и две актрисы, дополняя чисто мужской ансамбль. За клавишами озвучивает ответы круглого артефакта Ольга Коновалова, а за мольбертом рисует белый шар на черном фоне – Мария Оболенская. Они словно музы двух других жанров искусства или, быть может, видения – в их голове.

Рациональный прагматик внутри нас не верит в реалистичность такой находки, считая ее хитроумной игрушкой. Эмоциональная противоположность, напротив, боится всего неизвестного, хочет понять, чей это замысел и получить ответы на вечные вопросы бытия: о существовании Бога и Сатаны или, наконец, чтобы узнать срок своей жизни, и потому обращается Палкин к Голове, как священному оракулу. Но, кто знает, издевается она над ними или говорит правду? И только финальное явление пьяного соседа Пухова (актер Андрей Голошапов) – иррациональное, разрушительное начало – разрешит зашедшую в тупик ситуацию.

Режиссер постановки Лев Харламов расставил свои акценты, оставив многие вопросы открытыми, а выводы из спектакля в духе «И что это было?» сделают зрители в своей собственной голове. Многие тысячи лет люди ищут простые ответы на сложные философские вопросы, ломая головы, так почему бы не попытаться и вам? (16+)

Ольга Плаксунова. Фото Татьяны Тощевиковой, предоставлено театром. 

Следите за нашими новостями в удобном формате