Нижегородский театр «Комедiя» открывает сезон сразу двумя премьерами. Одна из них – «Голова», поставленная Львом Харламовым по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика, победителя первого драматургического конкурса новых комедий «Низкий жанр», состоявшегося в Нижнем Новгороде.
Что это за чудо?
На малой сцене театра за 70 минут сценического действа происходит всего три события. Однако главные изменения за это время случаются не с персонажами, а происходят в нас самих, в субъективном отношении зрителей к развивающейся ситуации, – в голове. Ведь наблюдатели, которых герои то как будто видят, а то не замечают, становятся соучастниками спектакля.
Драматург поместил в центр сюжета живой загадочный объект, напоминающий сказочного Колобка, с глазами и ртом, только не разговаривающего. Автор лукаво, провоцируя, предложил поразмышлять: как бы мы отнеслись к явлению такого Чуда, случись оно с нами, в настоящее время, в бытовых обстоятельствах? Кто-то может назвать это «гоголевщиной» или абсурдом, но создатели спектакля обозначили жанр постановки «метафизической комедией». Смешное в ней обязательно будет (из категории «умного юмора»), но с черным оттенком.
Игра слов и манипуляции поступками остальных персонажей – часть воображаемого мира главного действующего лица под именем «Я». Он, словно альтер эго автора, на наших глазах создает текст и проговаривает реплики, из которых складывается произведение. Оттого спектакль кажется «литературным», населенным не вполне живыми героями. Время и место действия в нем условны, а действия актеров могут противоречить звучащим ремаркам. На этом контрасте подчас и рождается смех.
Объект внимания – Голова – была найдена под лавкой в пакете, в метро, и принесена другом героя, Палкиным. Это не чья-то часть организма, отделенная от тела, а круглое бесполое нечто, которое может отвечать на вопросы («да» или «нет»), закрывая тот или иной глаз, и реагировать мимикой. Исполнители ролей – актеры Иван Гапонов и Руслан Строголев – зачастую зеркально отыгрывали движения друг друга, словно давали нам подсказки к разгадке мистической истории.
Не доверяй!
Впрочем, «ключи» к спектаклю разбросаны повсюду – внимательно присмотритесь к названию книги на полке и оформлению сцены (художник Павел Плохов). Стены оббиты матрасом и мягкими деталями, чтобы обитатель замкнутого пространства не мог навредить самому себе, сумка не лежит на полу, но висит под потолком. Да и сама Голова изначально находится в центре сцены, и ее прообраз явится вновь, после исчезновения, в объясняющем режиссерский замысел метафизическом эпилоге.
В театральном пространстве присутствуют и две актрисы, дополняя чисто мужской ансамбль. За клавишами озвучивает ответы круглого артефакта Ольга Коновалова, а за мольбертом рисует белый шар на черном фоне – Мария Оболенская. Они словно музы двух других жанров искусства или, быть может, видения – в их голове.
Рациональный прагматик внутри нас не верит в реалистичность такой находки, считая ее хитроумной игрушкой. Эмоциональная противоположность, напротив, боится всего неизвестного, хочет понять, чей это замысел и получить ответы на вечные вопросы бытия: о существовании Бога и Сатаны или, наконец, чтобы узнать срок своей жизни, и потому обращается Палкин к Голове, как священному оракулу. Но, кто знает, издевается она над ними или говорит правду? И только финальное явление пьяного соседа Пухова (актер Андрей Голошапов) – иррациональное, разрушительное начало – разрешит зашедшую в тупик ситуацию.
Режиссер постановки Лев Харламов расставил свои акценты, оставив многие вопросы открытыми, а выводы из спектакля в духе «И что это было?» сделают зрители в своей собственной голове. Многие тысячи лет люди ищут простые ответы на сложные философские вопросы, ломая головы, так почему бы не попытаться и вам? (16+)
Ольга Плаксунова. Фото Татьяны Тощевиковой, предоставлено театром.