То, что надо иностранцу

То, что надо иностранцу

Некоторые молодые нижегородцы предпочитают продолжить образование за границей. С другой стороны, и Нижний Новгород становится все более популярен среди иностранных студентов.

Знания — товар

Прежде всего, наше образование остается популярным в странах СНГ. Существуют даже специальные государственные программы поддержки студентов из таких государств. Качественные знания они при этом получают на бюджетной основе.

— У нас учатся студенты более чем из 30 стран: Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Маврикии, Шри-Ланки, Кении, Туниса, Непала и Кувейта. Преобладающее большинство из Малайзии, — сообщил заведующий международным отделом Нижегородской медицинской академии Михаил Хилов.
Причем если в 1992 году здесь учились 43 иностранца, то сегодня их больше 600.

В ННГУ имени Лобачевского знания получают молодые люди из Африки, Канады, США, Китая и некоторых европейских стран.
Продвижению нижегородских вузов на мировой рынок образования способствует и то, что их названия звучат на международных конференциях, в процессе обмена опытом среди студентов разных стран. Многие теперь имеют свои сайты на английском и других языках.

Что в багаже?

В отличие от зарубежных вузов, которые многим нашим соотечественникам не по карману, иностранцы у нас нередко платят за обучение наравне с российскими студентами, обучающимися на коммерческой основе. Это тоже одна из причин, почему тянет их как магнитом в столицу Приволжья.
Небольшая разница не в пользу иностранцев если где и существует, то только за счет медицинской страховки — они оплачивают ее сами. По сравнению со странами дальнего зарубежья студенты из стран СНГ, можно сказать, находятся в привилегированном положении: образование они у нас получают по программам, утвержденным межгосударственными соглашениями.

В ряде наших вузов иностранцы пользуются такими же льготами, как и российские студенты. Это касается проезда, предоставления жилья в общежитиях. Но самое главное, ценят они качество обучения. Как рассказал студент медакадемии из Малайзии Бишуа, у себя на родине он должен будет подтвердить обоснованность получения диплома медика, сдав дополнительные экзамены. Это касается не только выпускников российских вузов, но и иностранных вообще. Знаний, полученных в России, как не сомневается Бишуа, ему с лихвой хватит для такой аттестации. Как говорит он сам, не было еще случая, чтобы выпускники Нижегородской медицинской академии провалили домашний экзамен. Это подтвердил и Михаил Хилов.

Подводят демография и доходы

Бытует мнение, что увеличение числа иностранных студентов ведет к сокращению мест в вузах для россиян.
— На сегодняшний день действительно существует тенденция уменьшения бюджетных мест, — признает Иван Николаевич и поясняет, что это прежде всего связано с неблагоприятной демографической ситуацией. Причем многие российские вузы при отсутствии прежнего количества абитуриентов тоже вынуждены сокращать количество бюджетных мест.

Количество иностранцев, как и количество платников, регламентируется в каждом вузе. Преимущество первых над нашими студентами не в знаниях, а в уровне доходов родителей. Ограниченные в финансах российские студенты порой не могут выбрать желаемые вуз и специальность.
— Я поступала на бюджетное отделение переводческого факультета в иняз, однако недобрала баллов, рассказала одна из несостоявшихся его студенток Ольга Иванова. — Пришлось выбрать педагогический университет по специальности «преподаватель английского языка», так как стоимость обучения в лингвистическом университете оказалась мне не по карману.

Иностранные студенты прежде всего из развитых стран в выборе вуза свободны: доходы их родителей позволяют учиться там, где они желают. Для наших вузов это тоже положительный момент: в конце концов мы выберемся из демографической ямы, рост рождаемости это подтверждает, за счет иностранцев наши образовательные учреждения сохранят свой потенциал, преподавательский состав и, возможно, еще и укрепят свою материальную базу.

Юлия УВАРОВА, Ксения НОСОВА, Мария СОЛОВЬЕВА.

Кстати

Обучение на коммерческой основе в Нижегородской медицинской академии для российских и иностранных студентов на одном из самых популярных на сегодня факультете — стоматологическом — стоит 135 тысяч рублей в год.
В университете им Лобачевского: экономический факультет (специальность «менеджмент организаций»): для русского студента — 54 тысячи в год, для иностранца (страны дальнего зарубежья) — 70 тысяч в год; биофак: для русского — 40 тысяч рублей в год, для иностранца (дальнее зарубежье) — 55 тысяч в год. (Цены указаны во время поступления в 2010 году.)

А как у них?

Стоимость обучения в США

Высшее образование в США платное и достаточно дорогое. Стоимость обучения для иностранных студентов варьируется в зависимости от вуза и выбранной специальности, причем разница может быть достаточно существенной.

Дешевле всего обойдется обучение в двухгодичном или комьюнити-колледже — от 17 000 долларов в год (включая проживание, питание, страховку, учебники, транспорт и т. д.). В университетах США стоимость обучения — от 30 000 долларов (включая проживание и т. д.).
Некоторые программы обучения в вузах США стоят гораздо дороже. Как правило, 1 семестр (в некоторых случаях — год) необходимо оплатить полностью, а в дальнейшем вносить оплату по семестрам. Некоторые вузы не требуют обязательной предоплаты целого семестра или года обучения.
Для того чтобы быть зачисленным и получить форму I-20, достаточно подготовить все необходимые документы, оплатить регистрационный сбор и сделать предоплату в размере 200 — 300 долларов.

Не забывайте об обязательной медицинской страховке, которую нужно оформить по приезде в США. Ее стоимость порядка 1000 долларов в год (оплата вносится по семестрам). Часто сами университеты или колледжи в США предлагают студентам страховки.
Сумма затрат на обучение в США зависит от того, какой вид проживания выбирается — студенческое общежитие, квартира на 3 — 4 таких же студентов (это самый дешевый и распространенный вариант проживания) или отдельная квартира, номер в отеле.

Обсуждаем

Какая такая глобализация?

Наши читатели продолжают обсуждать проект закона об образовании. Завершение дискуссии планируется на февраль, поэтому изучить тезисы на сайте Министерства образования России время еще есть.

Статьи, касающиеся высшей школы, студенчества и преподавателей, направлены на то, чтобы приблизиться к системе преподавания европейских стран. Свою точку зрения высказала мать студентки, нижегородка Галина Савельева.

— Что значит глобализация образования? Могут ли студенты разных стран учиться как-то в одном ключе? Я бы хотела, конечно, чтобы наши дети могли спокойно учиться за рубежом, и мы на это тратили не так уж много средств. Чтобы наше образование и зарубежное развивались по одним законам и оценивались и у нас, и за кордоном как-то сходно. Но пока это невозможно. Зарубежным гостям учиться у нас легче, чем нашим за границей. Много говорим о Болонском процессе, но на деле все проходит мимо нас. В какой-то мере исправить ситуацию могло бы усиление государством финансирования программ обмена студентами, учащимися. Видимо, нужно для этого соотнести зачетные единицы, чтобы дети, приезжая домой, могли иметь гарантии, что оценка их учебы за рубежом будет понята и принята здесь. А пока при возвращении с учебы приходится сдавать все пропущенные курсы, что делает проблематичной и даже не нужной идею обучения в двух университетах.

Очень правильные разделы о научном предназначении вузов, проведении в них лабораторных исследований, исследовательской работы, в которую включатся студенты. Растить ученых с самых первых дней в университете — это очень правильно и дает возможность роста уже со студенческой скамьи. Тут и обмен специалистами с зарубежными вузами может быть очень плодотворным. Этот процесс уже начался, судя по грантам, выигранным университетами имени Лобачевского, техническим, другими вузами.

Записала Вера АРКАДЬЕВА.

Справка «НН»

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года.

Следите за нашими новостями в удобном формате