Руководство для «рогоносцев». Суть пьесы – диалоги о превратностях семейной жизни «на троих»

Руководство для «рогоносцев». Суть пьесы – диалоги о превратностях семейной жизни «на троих»

Комедией для взрослых «Муж моей жены», где в забавной ситуации оказались сразу два супруга одной находчивой проводницы, стартовал сезон в нижегородском театре «Комедiя». 

Пьеса хорватского писателя Миро Гаврана, опубликованная в 1991 году, – типичный продукт своего времени. За прошедшие десятилетия она была и остается востребованной во многих российских театрах и творческих объединениях и, кроме того, удачна в формате антрепризы. В сюжете задействованы всего три персонажа, да и одно место действия, при минимуме декораций, словно создано для гастролей. В этом «манифесте женской манипуляции», при желании, можно даже найти актуальный феминистический ответ не менее популярному «Дважды женатому таксисту» драматурга Рэя Куни, где, наоборот, у одного путешествующего мужа оказалось две жены.

Семейная лодка разбилась о ложь.

Анекдотичная история, теперь уже как стиль «нео-рет­ро» (напоминание о недавно минувшей эпохе), появилась в репертуаре «Комедiи». Вторая из двух премьер открытия поставлена режиссером Надеж­дой Ковалевой. Изначально предполагалось, что спектакль будет идти на малой сцене, но получившийся результат показался руководству театра настолько удачным, что постановку было решено перевести в большой формат.

Оформление, созданное художником Борисом Шляминым, удачно вписалось в пространство – и даже прообраз трубы давно проржавевшего корабля (отставного моряка Креше), чтобы прикрыть колонну малой сцены, теперь наглядно зонирует сцену и не раз задействован в постановке. Условность и символизм декораций подчеркивают иллюминаторы (вместо части окон), а форма, носом и кормой, напоминает палубу.

В этом доме жизнь, как и ситуация в семье, напоминает бытовой бардак, где, тем не менее, может быть уютно. Только вот муж (в исполнении актера Дмитрия Ерина) взял на себя часть обязанностей, пока жена вечно в разъездах: стирает и готовит, но не любит убирать и терпеть не может детей. Даже в большом «морском волке» может скрываться нежность, чуткость и ранимость, – доказывает зрителям этот герой, не подозревавший подлога и измены.

Тем временем, между словенским городом Любляна и хорватским Сплитом, на два дома, около пяти лет удобно жила проводница Драгица. До тех пор, пока один из мужей –строгий охранник Жаркец, мимо которого на заводе ничего не пронести незамеченным, находит в подкладке зимнего пальто жены свидетельство о браке – своей законной супруги с незнакомцем. Актер Игорь Михельсон, если отбросить комическую составляющую роли, играет глубокую личную драму уже немолодого, сдержанного и преданного человека – полную противоположность своего соперника. Мужчина, чувствуя ответственность за жену и ее дочь Матильду, о существовании которой он узнал сразу после венчания, – провел расследование: нашел конкурента за звание мужа и решил открыть всю правду своему визави, для чего и приехал к Креше.

О чем говорят мужчины?

Когда два мужа решили выпить и выяснить отношения, первое, о чем заходит разговор, – о женщине. Более часа длятся остроумные диалоги, постепенно раскрывающие нам их привычки и характеры, чтобы нарисовать психологический портрет Драгицы (реальный – висит на стене) и вскрыть повторяющийся прием знакомства: как поймать рыбу (мужчину) на наживку (якобы потерянный кошелек). Их исповедальные монологи – украшение спектакля – полны боли, смеха и страха одиночества: «Лучше уж зло известное, чем незнакомое», – решили они, и оставили все, как есть, чтобы встретиться вновь через два года, когда в семейном треугольнике внезапно объявится четвертый персонаж...

Виновница событий – Драгица, какой ее показывает актриса Юлия Лыкова, хочет выглядеть властной и ведет себя нарочито грубо с Креше. В непривычном амплуа характерной роли, она играет, скорее, «на сопротивление». Хочется, наконец, понять: что такого нашли в ней мужчины, кроме боязни потерять привычный быт и собственной лени? Но пока это вопрос времени. А на проверке, которую устроили роковой даме мужья под конец истории, та умело выворачивается и вновь оказывается победительницей, выставив мужей глупцами. Современный финал, не правда ли? (16+)

Ольга Плаксунова. Фото Андрея Абрамова, предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате