Почему при наличии более ста профессионально-технических училищ, лицеев, техникумов в Нижегородской области дефицит рабочих кадров на предприятиях составляет 20 — 30 процентов от потребности?
На этот вопрос нет исчерпывающего ответа даже у представителей областного министерства образования, лучших образовательных учреждений, где воспитываются квалифицированные рабочие. А ведь именно нам, нижегородцам, удалось сделать главное — в нашей области в отличие от других регионов сохранилась система профобразования, при этом она развилась и пришла к своему
Учителя в школах гласно или негласно ориентируют всех без исключения выпускников на получение высшего образования, как, собственно, и 30 лет назад: «Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ». И учителя, и родители, а за ними и дети не задумываются, что выпускники лицеев и техникумов сейчас сильнее востребованы на рынке труда и, более того, могут иметь зарплату в три раза выше, чем выпускники вузов.
Если пэтэушники прошлых десятилетий заглянут в лоно новой профессиональной школы, то удивятся переменам. Поставлена по нацпроекту «Образование» новейшая техника, оборудование, тренажерные комплексы, максимальное приближение к производству и прочие новшества делают обучение интересным и современным. Бывшие «шефы» — предприятия, для которых готовятся кадры, тоже стали другими. Они ждут выпускников, готовят у себя рабочие места и даже вкладывают деньги в обучение будущих рабочих.
В ближайшие годы система еще более разительно изменится. С сентября следующего учебного года уже будут внедряться новые образовательные стандарты в профобучение. Они в корне изменят саму учебную программу и учебный процесс, сделают его «модульным». Студентам предлагается не просто научиться тому или другому ремеслу, но дается возможность овладеть различными компетенциями в своем деле, такими, которые помогут им занять руководящие посты бригадиров, мастеров, двигаться дальше по служебной лестнице, быть конкурентоспособными.
В системе профобразования идет оптимизация, как и в средней школе. Происходит процесс слияния малокомплектных сельских техникумов и училищ, их филиалов на селе с базовыми, высвобождаются средства на модернизацию учебных заведений. Даже в областном центре уже происходит некое переосмысление. Известное всем речное училище вошло в состав водной академии.
Осталось объяснить детям, что найти свое место в жизни — это значит приобрести хорошую профессию, а не получить бесполезный диплом о безразлично каком, пусть и высшем образовании.
Вера АРКАДЬЕВА.
Комментарий
Николай БАБАНОВ, заместитель министра образования области:
— При участии работодателей удалось организовать новую систему работы.
Выпускники могут после окончания учебы идти на конкретное рабочее место, сразу включиться в производственный процесс, получать нормальную зарплату. Средняя заработная плата выпускника училища 10 — 15 тысяч рублей, через пару лет многие из ребят уже зарабатывают вдвое больше. Выпускник востребован, уходит, как говорится, влет. Свободное трудоустройство получают единицы. Спросом пользуются сегодня профессионалы — сварщики, операторы станков, специалисты сферы обслуживания, повара,