Вот и поставлена убедительная точка в одном запутанном деле, вошедшем в нижегородскую историю как покушение на генерал-губернатора Баранова в 1890 году.
Позднее, в 1908-м, Владимир Короленко написал об этом событии очерк – настоящее журналистское расследование, где указал на многочисленные нестыковки.
«…по Нижнему разнесся поразительный слух о покушении на жизнь губернатора», – так начал он свой рассказ. Напомним: скромный участковый писец Василий Владимиров пришел на прием к губернатору. Вдруг из кабинета раздались хрипы, звуки борьбы. Распахнули дверь: Баранов и Владимиров боролись…
Газеты мгновенно отреагировали на событие, наполнив его убийственными подробностями. «Город и ярмарка кинулись с поздравлениями», – иронически констатирует Короленко, и даже сам государь прислал губернатору телеграмму в связи с его счастливым избежанием гибели.
А далее начинается непонятное. Владимирова, без какого бы то ни было суда, отправляют в тюрьму, затем в Сибирь. Баранов пишет прошение помиловать юношу – прошение остается без ответа. Тюрьма и ссылка сломали Владимирова: он вернулся совершенно другим человеком, тяжело больным и с запятнанным именем.
Защита берет слово.
Осуществить-таки суд и выяснить, виновен ли был Владимиров, тем более что такие дела не имеют срока давности, решили участники Центра исследования Нижегородской идентичности (инициатор и организатор – Ольга Клевер) при поддержке АСИРИС. В минувшую субботу в историческом здании окружного суда (Нижегородского райсуда) состоялся открытый процесс – правовой эксперимент с элементами исторической реконструкции, кстати, проведенный по судебному уставу 1864 года. Устав этот является значимым плодом судебной реформы Александра Второго и замечателен тем, что впервые в истории российского судопроизводства судебные процессы стали открытыми и состязательными – в них появились такие участники, как присяжный поверенный (адвокат) и присяжные заседатели.
В заседании приняли участие историки, юристы, краеведы, культурологи, представители органов судебной власти – председатель Нижегородского областного суда Вячеслав Поправко, председатель квалификационной коллегии судей Нижегородской области Ольга Погорелко, начальник управления Судебного департамента в Нижегородской области Александр Юрьев, председатель Нижегородского областного суда с 1985 по 1987 год Николай Рогачев. Также к исторической реконструкции присоединились уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, председатель правления регионального благотворительного фонда «Земля Нижегородская» Александр Сериков.
Все было организовано максимально серьезно, соблюдались все регламенты. Городовые следили за порядком, судья стучал молоточком, адвокат и прокурор устроили горячую полемику. Присяжными заседателями стали, в частности, шестеро настоящих почетных судей. Среди зрителей процесса было немало представителей нижегородской интеллигенции. Многие участники процесса были облачены в одежды конца XIX века, что приблизило, оживив в воображении, давно ушедшие времена.
Адвокат умело доказал несостоятельность обвинений. Вместо опасного террориста, которым пытались представить Владимирова, он показал юношу с психическими отклонениями, ставшего жертвой опрометчивого публичного мнения.
Вердикт присяжных: невиновен!
– Дело отправлено на доследование, обвиняемого – освободить в зале суда, – произнес судья. Зал ответствовал бурными аплодисментами.
Так что теперь нижегородские краеведы, историки и, главное, экскурсоводы, проходя с туристами мимо здания окружного суда, могут рассказывать историю неудавшегося «покушения» и восстановленной справедливости.
Между прочим.
Процесс приурочен к 85-летию Нижегородского областного суда и четвертьвековому юбилею Управления судебного департамента Нижегородской области.
Из зала суда – Мария Федотова. Фото Марсели Курячьевой.