Оратория «Триумф Времени и Разочарования», более трех веков назад написанная Георгом Фридрихом Генделем на нравоучительный сюжет, оказалась настолько драматической и яркой, что рано или поздно у нее должна была появиться сугубо постановочная, театральная история. Так и произошло. В двадцатом веке ораторию начали ставить как спектакль, в двадцать первом эта тенденция сохранилась.
А совсем недавно, 23 и 25 сентября, состоялись премьерные показы «Триумфа Времени и Разочарования» на нижегородской сцене, в пакгаузе на Стрелке. Ранее летом спектакль уже был с большим успехом показан в Перми на Международном Дягилевском фестивале, собрал он заслуженные лавры и в Нижнем Новгороде.
Визуализируя философию.
В оратории всего четыре действующих лица: Красота (Диляра Идрисова), Наслаждение (Яна Дьякова), Разочарование (Андрей Немзер) и Время (Сергей Годин). В первоисточнике четыре аллегорические фигуры ведут трехчасовой философский спор, а вот действия как такового нет. Как же поставить такое?
– Моей задачей было визуализировать философию, – говорит режиссер-постановщик Елизавета Мороз. – Я попыталась придумать историю, связанную с нашим временем – историю, которая рассказывала бы о жизни человека. Более того, я пыталась сделать так, чтобы красота была максимально приближена к человеку, потому что, мне кажется, что красота – это все мы с вами.
Спектакль сделан в достаточно агрессивной визуальной манере. Я честно скажу, что его тяжело смотреть, и это намеренное мое решение. В любом случае, за какую бы музыку, за какие бы пьесы мы ни брались, не стоит ставить произведение, если ты не считаешь, что это произведение как-то взаимодействует с сегодняшним днем, иначе это превращается в музей, а опера не должна быть музеем.
Действительно, режиссерский текст чрезвычайно насыщен символами, аллюзиями и мета-аллегориями. Время возится с будильниками и выступает по телевидению, на набеленной щеке Разочарования, смакующего кофе, застыла сверкающая слезинка Пьеро. Не слишком красивая Красота бегает в обнимку с портретом Достоевского кисти Перова, не зная, куда приткнуть лик сочувствующего униженным и оскорбленным. Наслаждение в знаменитой арии Lascia la spina, cogli la rosa совместно с Красотой изничтожает белые розы. По сцене шастают зомби, нагоняющие тоску да ужас и всем своим видом заставляющие зрителя мементоморить. И еще много чего неслучайного происходит, так что спектакль смотрится словно фильм Гринуэя или фон Триера. Ну а Красота, она же точка приложения противодействующих сил, на протяжении действа постепенно, прогрессируя, самораспадается, и, радикально оголяясь, достойно, эффектно, жестко покидает поле брани, имя которому жизнь.
Маленькая революция и подвиг.
Дирижер-постановщик Дмитрий Синьковский подарил нижегородской публике еще одну страницу барочной музыки невероятной красоты, источника чувственного наслаждения. Квартет прекрасных певцов звучит изумительно, и многие открыли для себя потрясающего контртенора Андрея Немзина.
Кстати, «Триумф Времени и Разочарования» стал первым проектом нижегородской Оперы, где оркестр La Voce Strumentale в полном составе играет на исторических инструментах.
При этом маэстро Синьковский отметил, что многим оркестрантам пришлось переучиться – то есть поучиться – игре на инструментах эпохи барокко, ведь некоторые из них радикально отличаются от современных аналогов.
– Мы привели в оркестр огромное количество новых музыкантов, и новые ребята – прекрасные, замечательные, талантливые – практически не соприкасались с этой музыкой ранее. Для меня такие проекты, как «Триумф», являются своего рода образовательными проектами нашего оркестра. На таких произведениях мы выращиваем вкус, развиваем язык и вырабатываем свой собственный стиль, – отметил Дмитрий Синьковский, добавив при этом, что оркестр совершил маленькую революцию и небольшой подвиг.
Надо ли говорить, что исполнение было эталонным?
«Триумф», который стоит видеть.
Немалую лепту в характеристики персонажей вносят костюмы (художник-постановщик – Сергей Илларионов). Красота умеренно блистает условным «золотым платьем». Время, этот грозный и неумолимый резонер, одет в нечто ахроматическое и сутаноподобное. Разочарование напоминает средней руки вельможу, слегка неопрятного сибарита. Вообще итальянское слово Disinganno, маркирующее персонажа, более точно переводится как «отрезвление», «избавление от иллюзий» и, возможно, даже «истина» – та самая правда, которая глаза колет. Этот персонаж, по характеристике исполнителя партии Андрея Немзера, визуализируется как интроверт, который пьет вино, думает о вечном, вспоминает светлое прошлое и надеется на светлое будущее, но периодически разочаровывается настоящим.
Наибольшее количество выдумки и игры очевидно вложено в костюм Наслаждения: среди артистичных лохмотьев и избыточных оборок особо запоминается корсет с золотыми руками, хищно стискивающими полуобнаженный бюст певицы.
Великолепно обыграно сценическое пространство, становящееся храмом, склепом, цирком, ристалищем, заброшенной оранжереей и много чем другим в духе то ли Кинга, то ли По, в зависимости от фантазий режиссера. Вообще получился спектакль-сюрприз, рассказ о котором рискует превратиться в один непрекращающийся спойлер, и потому – рассказ прекращаем. Тут, как говорится, лучше один раз увидеть.
Два премьерных показа «Триумфа» оставили ошарашенных нижегородцев с долгим и интересным эстетическим послевкусием. Безусловно, такие спектакли хочется пересмотреть!
В следующий раз оратория появится в театральной афише, ориентировочно, весной. 16+
Мария Федотова. Фото Анастасии Пономаревой, предоставлено театром оперы и балета.