Попытка прочитать классиков

Попытка прочитать классиков

Завершился XI Российский театральный фестиваль имени М. Горького, который в течение недели знакомил нижегородцев с творчеством российских и белорусских театров. Подзаголовок феста был сформулирован как «Диалог эпох. Время открытий», и первая его часть наиболее точно отразила наполнение афиши: новых произведений или незнакомых нижегородцам театров было не так много. Однако некоторые спектакли и коллективы запомнились неожиданными интерпретациями.

Нижний Новгород на фестивале представляли независимый театр кукол «Мабу» со спектаклем по повести «Детство» и Учебный театр Нижегородского театрального училища имени Е.А. Евстигнеева с постановкой «Мольер» («Кабала святош»), а также наш театр-организатор, завершивший театральный марафон трагедией «Макбет». На небольших сценах, минимальными средствами, удалось рассказать камерные истории – драмы о судьбах известных личностей (Горького и Булгакова) в реалистичной манере, в то время как герои Шекспира предстали в современной постмодернистской трактовке.

По-настоящему «фестивальными», из тех спектаклей, что были показаны, можно назвать только две работы. Это, прежде всего, спектакль «Мещане. Попытка прочтения» Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. Режиссер Сергей Голомазов предложил небанальное сценическое решение через перевоплощение актеров, участвующих в подготовительной застольной читке «по ролям», в персонажей. Конфликт поколений в доме Бессеменовых менял характер их существования, накалял страсти, ведущие к распаду некогда бывшей единым целым семьи.

Свежий взгляд на хрестоматийного героя также представил спектакль «Обломов» Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова. Петербургский режиссер Анджей Бубень не осуждает нарицательного персонажа Гончарова, а вместе с замечательным актером Ильей Коврижных оправдывает нерешительного интеллигента, поместив его диван-подиум на условный погост времени. К чему ведет такая жизнь «по течению», показал экзистенциальный финал.

Два коллектива впервые приехали к нам из Республики Беларусь. Брестский театр драмы привез этнографический спектакль «Олеся», наполненный колоритными песнями и танцами, в котором свободолюбивая и смелая девушка, настоящая «лесная нимфа», противопоставлялась дремучей необразованной толпе, воспитанной веками в невежестве и рабстве. Национальный колорит ощущался в истории, пронизанной любовью и болью. Гомельский драматический театр предложил традиционное прочтение рассказов Чехова и Салтыкова-Щедрина, повествующих о превратностях любви, лишь отчасти дополненное приметами нынешнего времени.

Постановка Владимирского театра драмы «Александр. Прибытие в Каракорум», как это принято называть, считается «датской» – созданной в год, когда отмечалось 800-летие со дня рождения Александра Невского. Поход князя на Восток, политические и религиозные конфликты, личные и государственные вопросы переплелись в выдуманном сюжете (основанном на исторической хронике), но рассчитанном по подаче на юных зрителей.

Театр-фестиваль «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга показал пример, как можно сейчас ставить классиков, не меняя ничего кардинально в форме, сохранив текст и дух произведения, и при этом оставаться современным и интересным. Женский комедийный 

взгляд на «Душечку» предложила режиссер Александра Мамкаева. Чеховская героиня Оленька (актрисы Анны Щетининой), не умеющая жить без любви, нашла своих искренних поклонников в наших сердцах. Она отражалась в мужчинах, ведомая ими, перенимая их взгляды на жизнь, не имела собственного мнения, но нашла свое счастье в воспитании ребенка.

Кто из них стал обладателем наград фестиваля, мы расскажем в следующем номере. (16+)

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате