Постановка с актерами и куклами – это что-то абсолютно новое для классики

Постановка с актерами и куклами – это что-то  абсолютно новое для классики

Нижегородский театр кукол в свой 95-й театральный сезон представил премьеру мистического спектакля «Пиковая дама». Паркетные куклы, режиссура и художественное решение – те козыри, которыми выиграли создатели постановки.

Восставшие из склепа.

Яркие литературные образы подарила миру повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», написанная в селе Большое Болдино 190 лет назад. Ее внятная драматургия, противостояние характеров и борьба страстей по-прежнему притягивают и волнуют нас. Три карты: тройка, семерка, туз – стали символом азартной игры и лудомании – губительной зависимости от нее. Не менее знамениты персонажи: Старуха, Лиза и Германн, в треугольнике романтического сюжета, где не было настоящей любви.

В Нижнем Новгороде не раз ставили оперные постановки, основанные на этом произведении, и был даже танцевальный студенческий спектакль, но постановка с актерами и куклами – это что-то абсолютно новое для репертуарного театра и города, не избалованного кукольными спектаклями «для взрослых». Нижегородцы, судя по многочисленным восторженным отзывам, так долго ждали не зря!

Для создания спектакля были приглашены обладатель четырех премий «Золотая маска» режиссер-постановщик Константин Балакин и художник Елена Вершинина – двукратный лауреат премии «Грани театра масс». 

Вместе с собой, казалось, они принесли на нижегородскую сцену дух и стиль Санкт-Петербурга – сдержанный и лаконичный, где гармонично соединены все детали. Вопреки стереотипам, главной музыкальной темой спектакля стала торжественная и печальная музыка немецкого композитора Р. Шумана, а не П.И. Чайковского, написавшего самостоятельное произведение, с отличающимся от оригинала сюжетом.

Что наша жизнь?..

На сцене, по замыслу режиссера, предстает прообраз старинного дома, давно заброшенного, где теперь хозяйничает его дух – старомодный камердинер, заставший прежних владельцев. Все, кто тут жил прежде, давно умерли. Богатое убранство, мраморные статуи и некогда роскошная мебель – никому не нужны, укрыты светлыми тканями от пыли и паутины времени. Благородная увядающая красота цвета слоновой кости обладает своей особой эстетикой.

Однако музейная тишина прерывается рассказом человека-призрака (в мастерском исполнении Евгения Храмова) – о людях и их поступках, эмоциях и разочарованиях. И вот скульптуры приходят в движение, на сцене появляются артисты – живые души персонажей, черные тени, управляющие непривычно большими паркетными куклами, с застывшими безжизненными лицами. Особым образом те крепятся на кукловодах, чтобы достаточно свободно с ними двигаться, поэтому возникает двойственный эффект, когда ты видишь одновременно лицо и руки актера, но также и его альтер эго – куклу.

Взбалмошная старуха, избалованная обществом, способная мстить даже после смерти и, вероятно, продавшая душу за выигрыш – главное мощное впечатление вечера. Актриса Софья Черемных потрясающе владеет голосом, который особым образом усиливался аппаратурой и звучал порой демонически.

Ее воспитанница Лиза (Мария Фирстова), обманутая наивная девушка – бедная, но вовсе не глупая, противопоставляется жестокому миру. Подобно кукле, она скрывает свою ранимость и чувственность за маской воспитанности. Но, как покажут время и обстоятельства, изменится и она.

Неизменно рядом возникает демонический Германн – обрусевший немец, человек с профилем Наполеона и душой Мефистофеля (по характеристике автора), и расчетливый стратег, каким его играет Дмитрий Марков. Кукла обликом напоминает Олега Стриженова – исполнителя этой роли в канонической экранизации. Герою, разыгрывавшему с Лизой влюбленность, казалось, что он смог разгадать секрет трех карт и добиться цели. Но роковая дама и Чекалинский (камердинер с картежными мастями на лацканах) в последний момент сыграют с ним злую шутку, за неисполненный уговор.

Карта бита, обманщик наказан, но победителей в этой игре со временем не осталось. В доме лишь пустота и забвение. А в театре, тем временем, аншлаги – с премьерой! (12+)

Светлана Черкасова. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате