Мы разглядываем старые фотографии и беседуем с нашей бабушкой, моей тетей, которой на днях исполняется сто лет, и диву даемся: даты, фамилии, адреса – все как вчера помнит Мария Леонтьевна Голикова. Почему? «Да потому, что Великую Отечественную никогда нельзя забывать», – отвечает наш родной ветеран.
«Стой, кто идет?»
Эти слова еще детьми мы слышали из уст младшей папиной сестры, участницы Великой Отечественной войны. Она, как утверждает, вспоминает их даже во сне. В далеком 1942-м юная Мария Котельникова стояла на часах, охраняя военные грузы, стараясь не задремать, не проглядеть и собравшись с духом, если надо – смело выстрелить, когда на третий оклик не услышит ответа.
А 27 ноября 2023 года, в ее юбилей, мы все, большая ее родня, поздравим нашего ветерана и поблагодарим за долгий каждодневный жизненный подвиг.
Родилась Мария Котельникова в многодетной крестьянской семье в поселке Работник Лукояновского сельсовета Салганского района нашей тогда Горьковской, а сейчас Нижегородской области. Была шестым ребенком среди семерых детей.
Жили как все на селе. Крестьянская изба с земляным полом, соломенная крыша и огромная печь. Скотина на дворе, за которой нужен уход. Дети работали по дому
сызмальства, у каждого свои обязанности. Росли трудолюбивыми, ответственными, внимательными друг к другу. Ей нравилось прибирать, пасти овечек и кормить кур. Как и ее четыре брата и две сестры, Маня на всю жизнь запомнила уроки доброты и заботы о ближних, данные ей матерью Анной Николаевной, отцом Леонтием Семеновичем.
Удивляется бабушка Маня на иных нынешних: «У вас все Верки да Сашки, а в нашей семье детей звали ласково: Ванюшка, Поленька, Аннушка… Грубых слов никогда не говорили».
Она и сейчас живет по православным законам, глубоко верующая в любовь и тепло семейного очага.
Пришло время учиться, и маленькая Манечка пошла в школу, которая была в Китове – в пяти километрах от дома. Уставала, конечно, ведь и домашнюю работу никто не отменял.
Ох, валенки…
Грянула война, и Марию вместе с другими девушками крепкого телосложения отправили в Кулебаки на рытье оборонительных сооружений на дальних подступах к Москве. Обутые в лапти девушки долбили мерзлую землю, попеременно греясь одними валенками на всю бригаду. А с весны по ноябрь 1942 года школьница Маня была мобилизована на торфоразработки в Балахну. Работа оказалась трудная, стоя в воде, нужно было мотыгой вырыть «кирпич» торфа и уложить на просушку в клеть. Потом грузить в вагоны тонны высохшего сырья и отправлять на Балахнинскую ТЭЦ и бумкомбинат «Правда». Никто не роптал, хотя жили по 9 человек в комнате, работали от темна до темна. «Мы понимали: идет война, и гордились, что заменили старших», – говорит тетя.
А 8 января 1943 года ученица 7 класса Мария с двумя подругами была направлена непосредственно на службу в армию. Только по прибытии в Салганы от военкома Воронина узнали, что в списках вовсе не значатся, что отправили девчат по ошибке вместо других, более старших. Нет, обратно они не поехали. В Горьком Маня прошла курс молодого бойца. Стрельбы, боевая подготовка, паек, лекции, устав, режим… И теперь уже она не мечтала о валенках, на ногах были солдатские сапоги, застегнута на все пуговки опрятная гимнастерка, да затянут от вечного голода потуже ремень. Часть пайка, пиленый сахар отдавала подруге, у которой болела мама.
На часах и на кухне.
Из Горького сестренку Зину отправили в школу зенитчиц, а ее – в Москву в 181-й автотранспортный батальон. Началась настоящая военная служба: подъемы по тревоге в полной боевой выкладке, работа в карауле, охрана территории на четырех постах. Экзамен на шофера Мане, как и ее 30 подругам по взводу лейтенанта Здорнова, сдать не удалось. Может, и нарочно «провалили» экзаменаторы курсанток, чтобы не испытывали девушки судьбу, кто теперь знает. Служба молодому бойцу Котельниковой, конечно, нашлась. Так попала в охрану, там же в 181-м батальоне. Да и на «кухонном посту» проверяющий врач Змиевский всегда отмечал Маню как самую старательную. Ее даже отправили в десятидневный отпуск, навестить родителей.
Но более всего вспоминает ветеран великий день Победы, радость и слезы, песни, частушки, объятия и всеобщее ликование, которое словами трудно передать.
После демобилизации в 1945-м Мария вернулась домой, вышла замуж за Николая Голикова, работала в колхозе. Сейчас у нее уже 9 внуков и 7 правнуков. Среди наград, кроме ордена «За победу над Германией» и 11 медалей, есть особый, так же дорогой нашей семье орден «Материнская слава». В Пильнинском районе, где она зарегистрирована, хоть и живет сейчас в Нижнем, в галерее героев – ее портрет. Не теряйте, земляки, своего ветерана. Сегодня жива, активна и шлет вам привет Мария Леонтьевна. Пожелайте ей долгих лет!
Вера Хролович.