Вот недавно прочитал, что новоизбранный мэр Москвы дал задание своим чиновникам поинтересоваться, что находится в столице за глухими заборами. Можно, конечно, устроить и бесплатное «кино», если заставить застройщиков сделать ограды «прозрачными», и, что творится на стройке, будет видеть каждый. Только зачем?
Если рассматривать в Нижнем Новгороде историческую застройку, то заборов, огораживающих частные владения, было всегда великое множество. Оно и понятно, земля принадлежала частным лицам, и отбивалось всякое посягательство на нее. Землю национализировали, и, казалось бы, отпала необходимость в ограждениях, хотя они и сохранились до наших дней.
В настоящее время произошел переход от общественного владения землей к частному, что вызвало сначала непонимание, затем возмущение и протест. Сколько было в городе стычек
Современный дом, выстроенный среди убогого жилья, отгораживается «высокохудожественным» забором и воротами с электронными замками и камерами видеонаблюдения.
Но это только начало конфликтов. Население усиленно призывают создавать разного рода домовые структуры с целью приобретения всех прав как на строение (дом), так и на прилегающую к нему территорию. Может быть, меня и поправят, но документа, регламентирующего особенности придомовой территории, нет.
По виду забора можно довольно точно определить благосостояние не только одного хозяина, но и целого дома и даже микрорайона. Более убогих заборов, чем в центральной части, именуемой Старым Нижним Новгородом, может быть включая Старое Сормово, не сыскать. Ну, а по части художественной ценности говорить не приходится, она видна каждому: или гнилой штакетник окружает двор, или кованая либо сварная ограда, изготовленная на специализированных предприятиях. У большинства населения укоренилось мнение, что забор — признак надежной охраны секретов. Сколько предприятий спрятано за многокилометровыми заборами, и каждый, кого это интересует, знает, что выпускается на них.
Любое крупное строительство в городе начинается с возведения прочного, из дорогостоящего металла забора, обычно охватывающего тротуар, и устройства узкого пешеходного прохода, не позволяющего не только обогнать человека, но и разойтись со встречным. Состояние этих наземных тоннелей можно долго описывать, от разбитого деревянного настила до отсутствия освещения.
Вот и забор при некотором размышлении, оказывается, может быть предметом изучения. И в Москве, и у нас.
Борис ИЗВЕКОВ, краевед.