Новый спектакль театра «Преображение» по пьесе Н.В. Гоголя «Игроки» – это нравоучительный урок для всех, кто считает, будто сможет перехитрить судьбу. Но «валету» не стать козырным «королем», если тот проигрывает «шестерке».
Театр в театре.
«На всякого мудреца довольно простоты», – утверждал другой классик, ну а Николай Васильевич два века назад предложил в ироничной комедии вместе с провинциальными шулерами насладиться процессом обмана того, кто сам смошенничать был бы рад. Главный герой, создатель крапленой колоды карт, названной на романтический лад «Аделаидой Ивановной», он же наивный прохвост Ихарев продолжает свое бесконечное путешествие по трактирам и сценам. Да, история о том, как вор у вора шапку украл, достаточно бесхитростная по сюжету, но по-прежнему нравится зрителям и со временем ничуть не устаревает.
Действие разворачивается в условной комнате трактира, куда Ихарев заехал переночевать и найти новую жертву, а заодно и добычу, дабы сорвать солидный картежный куш. Вот только он сам попался в ловко расставленные сети гастролирующей банды мошенников. В приличных гостиницах правила строже, да и на порог некоторых из них не пустят (опустившихся в нравах, бывших порядочных людей), а в таких придорожных заведениях не только блох и клопов, но и других «паразитов» подцепить можно по неосторожности. Что и случилось! Шестеро актеров-импровизаторов разыграли представление с одной лишь целью – выманить у гостя выигранный им прежде капитал, да так, чтобы он сам отдал им деньги и после пожаловаться никуда не смог.
Театр одного актера, каким мнил себя Ихарев, превращается в театр одного зрителя, для которого предназначалось представление. Недаром главенствует в центре единственная декорация (сцена на сцене) – большой помост, задуманный художником-постановщиком Валентиной Гариной, прототип игрального зеленого стола, сужающийся в перспективе, чтобы выделить появление персонажей и их реплики в ключевых мизансценах. А для мистической червовой дамы (в красно-черном комбинезоне Джокера, надетом поверх кринолина), чей образ пластически обыграл сам режиссер постановки, актер Алексей Пятаков, это еще и отсылка к подиуму ночных клубов современных злачных мест.
Для профессионального сообщества плутов художник по костюмам Екатерина Филаретова нашла объединяющее визуальное решение – жилеты с оригинальным принтом картежных мастей. Их стилизованные сюртуки неслучайно имеют символичные «пикейные» лацканы.
Криминальный талант.
В этой истории нет антагонистов. Утешительный (Антон Парамонов), обрусевший немец Кругель (Станислав Фокин), Швохнев (Константин Галушин), Глов-младший (Сергей Ткачев) – обаятельные проходимцы. А возрастные игроки – Глов-старший (Сергей Топков) и Замухрышкин (Сергей Еремин) – украшение многоходовой партии, существующей на сцене в жанре фарса. Роли слуг в амплуа травести азартно сыграли Алена Курагина (трактирного Алексея) и Екатерина Никонова (спутника Ихарева).
Самоуверенного игрока Ихарева роднит с пушкинским Германом провал замысла и близость к наваждению рассудка. Хладнокровный стратег, каким тот хотел быть и представлялся себе, подчинен страсти – поиску формулы успеха в игре. Впрочем, по невозмутимости исполнителя этой роли, актера Игоря Будника, такого не скажешь – волнение он скрывает за настороженностью. Призрак Аделаиды преследует героя, но манит лишь алчность и разгульная жизнь в кругу таких же, как и он, случайных компаньонов.
Камерная постановка создана под возможности небольшого театра, но практически не использует хореографические способности своей готовой к экспериментам труппы. Новые смыслы в текст автора спектакль пусть и не привносит, но он, совершенно точно, украсил репертуар, а нижегородцам, и особенно юному поколению, вновь напомнил, как важно, в итоге, самому не остаться в дураках.12+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.