Сформированная у нас в стране двухуровневая система государственной правозащиты, согласно принятому в 1996 году Госдумой закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», сегодня состоит из федерального и региональных уполномоченных по правам человека. Процесс «строительства» системы государственной правозащиты был довольно продолжительным. В Нижегородской области, в частности, должность уполномоченного по правам человека была введена только в январе 2004 года.
Безусловно, создание нового для страны института подразумевало не только назначение на должности региональных уполномоченных честных и авторитетных людей, но и организацию системы их взаимодействия с органами власти, законодателями, гражданским обществом. Обязательным условием стало и наличие каналов «обратной связи» государственных правозащитников с жителями региона, по которым можно четко определять беды и проблемы населения.
Согласно Основному закону нашей страны, права граждан обязаны защищать: президент, Федеральное Собрание, правительство РФ, суд, прокуратура, правоохранительные органы и другие. Защита прав граждан также является закрепленным как в Уставе области, так и в уставах муниципалитетов приоритетом и для должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в Нижегородской области.
Так, казалось бы, зачем при этом нужен омбудсмен? Дело в том, что уполномоченный является некой «второй линией» защиты прав человека. К нему обращаются заявители, недовольные уже принятыми решениями должностных лиц. При этом омбудсмен, не отменяя и не пересматривая компетенции иных государственных органов, в ряде случаев может быть более полезен для конкретного заявителя, так как он оперирует не только понятиями «законность», но и «человечность», «справедливость», «доброта», «сострадание»...
Естественно, региональный уполномоченный, в первую очередь, должен быть высококвалифицированным юристом. Именно таким был наш первый уполномоченный Василий Ольнев. При нем была сформирована первоначальная нормативная база и определены основные функции государственного правозащитника.
Работая в должности уполномоченного по правам человека в Нижегородской области два срока, Василий Васильевич заложил в коллективе рабочего аппарата традиции беззаветного служения людям, смог оказать ощутимую правовую помощь тысячам жителей области.
Однако жизнь не стоит на месте. Вслед за уполномоченным в Нижегородской области начали появляться новые правозащитные институты – в 2007 году сформирована региональная Общественная палата, в 2008 году – Общественная наблюдательная комиссия региона для контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Введены были должности уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по правам предпринимателей. Выстроена система оказания бесплатной юридической помощи адвокатами и нотариусами.
К правозащитной деятельности подтягиваются институты гражданского общества – сначала региональные отделения всероссийских обществ инвалидов (ВОИ, ВОС) и родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), а затем и нижегородские активисты, объединяясь в местные общественные организации, такие как «Инватур», «Верас», «Камерата» и т. д.
Таким образом, время обозначало новые приоритеты деятельности нижегородского уполномоченного. Очевидно, что первоочередными задачами становились организация межрегионального и межведомственного взаимодействия в правозащитной сфере, налаживание диалога с обществом для определения и решения наиболее острых социальных проблем, расширение праворазъяснительных практик. То есть, омбудсмен должен был быть не только юристом, но и «социальщиком», и «коммуникатором».
В этих условиях был вполне оправдан выбор в 2015 году на должность уполномоченного по правам человека Надежды Отделкиной, имевшей колоссальный опыт общественной деятельности и работы в системе образования и социальной защиты. В качестве уполномоченного по правам человека она организовала эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества и субъектами бесплатной юридической помощи. При её участии была выстроена система общественных помощников уполномоченного в городах и районах области.
Надежда Тимофеевна в своей деятельности много внимания уделяла вопросам правового просвещения граждан. Благодаря её поддержке в Нижегородской области успешно реализовывались региональные этапы масштабных социальных акций «Правовой марафон для пенсионеров» и «Единый урок «Права человека», инициированных федеральным омбудсменом. Аппаратом приобретен опыт участия в реализации правозащитных проектов, подготовленных при участии государственных правозащитников и ставших победителями конкурса президентских грантов, таких как «Инновации для интеграции», «Материнство +», «Доступное гостеприимство» и ряд других.
Если до 2020 года деятельность аппарата осуществлялась в условиях относительной стабильности, то самоизоляция, вакцинация, спецоперация, мобилизация внесли в нее невиданную доселе динамику.
Своевременной реакцией регионального правительства на угрозы в правозащитной сфере стало создание так называемого «регионального правозащитного каркаса» – системы из государственных организаций, представителей профессионального юридического сообщества и общественных объединений, которые на безвозмездной основе занимаются восстановлением нарушенных прав граждан.
В Нижегородской области в него, помимо региональных уполномоченных, входят постоянно действующие комиссии при губернаторе Нижегородской области ГКУ НО «Государственное юридическое бюро по Нижегородской области» и ГБУ НО «Центр правового консультирования граждан и юридических лиц», АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», филиал
№ 3 АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного», а также группа правовой помощи гражданам ФГУП «Главный радиочастотный центр».
То есть институт омбудсмена в Нижегородской области уже тогда зарекомендовал себя в качестве авторитетного, эффективного и работоспособного органа.
Однако с учетом требований сегодняшнего дня в 2020 году на должность уполномоченного по правам человека в Нижегородской области была назначена Оксана Кислицына, проявившая высокие организаторские способности во время работы в избирательной комиссии Нижегородской области. Там она прошла путь от ведущего специалиста до председателя. Продолжая наработанные до нее традиции, Оксана Анатольевна определила новые функции ведомства. Логичным продолжением деятельности стала организация комплексных выездов «Сообщества правозащитников» в муниципалитеты региона. В этом году, например, прошли подобные мероприятия в Борском и Кстовском округах, Дзержинске и Арзамасе, где были организованы одновременно несколько площадок для работы с населением, а правовую поддержку одновременно получали от 50 до 150 человек. Квинтэссенцией стал первый месячник правовых знаний, приуроченный к 20-летию уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.
Кроме того, в последние три года пристальное внимание уделялось вопросам оказания недобросовестных юридических услуг, расширения практики медиации в решении семейных конфликтов, оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, создания центров социальной адаптации для бывших осужденных, развития спорта для людей с инвалидностью и ряд других.
Современная политическая обстановка в мире, естественно, коснулась всех. Сегодня именно институт государственной правозащиты, в том числе и нижегородский уполномоченный, занимается поиском и обменом пленных, возвращением на Родину задержанных украинским режимом граждан России. Одним из примеров стало участие нижегородского омбудсмена Оксаны Кислицыной в судьбе несовершеннолетних сестер Вероники и Дианы С., которые стараниями правозащитников, дипломатов и чиновников четырех стран были возвращены в Россию из Украины для воссоединения с семьей.
Таким образом, за 20 лет своей истории институт уполномоченного по правам человека в Нижегородской области к своему юбилею подошел, имея богатый опыт успешного разрешения обращений граждан, востребованные на федеральном уровне передовые практики правозащитной деятельности и четкое понимание стоящих перед ним задач.
Татьяна Чинякова.
На фото: Выезд межведомственной группы на строительство развязки в Ольгино.
От первого лица.
Нам важен человек.
Оксана Кислицына, кандидат экономических наук, уполномоченный по правам человека в Нижегородской области с 2020 года.
– Сегодняшний институт по правам человека в Нижегородской области – это сложившаяся команда, которая занимается своей профессиональной деятельностью. И за это я благодарна своим предшественникам, Василию Васильевичу Ольневу, Надежде Тимофеевне Отделкиной, поскольку они заложили те основы, которые мы сегодня благополучно используем.
Так сложилось, что мой период служения уполномоченным начался, когда на нас обрушилась пандемия ковида. Было много обращений, связанных с нарушением трудовых прав, обеспечением надлежащей медицинской помощи. На раскачку не было времени, и мы сразу начали действовать активно, по ситуации.
Очень важны сейчас вопросы о защите прав ребят, находящихся в зоне специальной военной операции, мы ищем пропавших без вести, тех, кто не отзывается на письма и звонки родных. Мы откликаемся на просьбы их семей. Нам очень оперативно помогает федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Николаевна Москалькова. У нее, может быть, одной из немногих сегодня, налажены связи с Международным Красным Крестом и с уполномоченным по правам человека Украины. Ищем и используем все возможные пути.
Что касается наших дальнейших планов, скажу: для меня очень важно, чтобы нижегородцы понимали – нужно не только уметь пользоваться своими правами и обязанностями, изучать их по мере возможности, но и активно свои права защищать. А мы поможем. Наш институт уполномоченного всегда готов услышать человека, понять, отстоять правильные решения. Ведем прием, выезжаем на места, бываем во всех районах области и городских округах, работаем не только по заявлениям, но и сами находим болевые точки. Особое отношение должно быть к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и о многих из них нам сообщают наши общественные, правозащитные и другие организации. НКО, ассоциации многодетных и приемных семей, людей, больных ДЦП и диабетом, сообщества инвалидов и другие объединения неравнодушных нижегородцев стали для нас информаторами и соратниками.
Несмотря на то, что существует большое количество правозащитных организаций, институт уполномоченного по правам человека, как государственный орган, служит и для того, чтобы объединить правозащитников. Когда мы вместе – мы, действительно, сила. Нижегородские власти заинтересованы в том, чтобы проблемы нижегородцев решались, в том числе и когда не удалось что-то упорядочить непосредственно в органах власти. В данном случае включается наш правозащитный институт. Мы
попытались сплотить на одной площадке всех правозащитников, помогающих нашим нижегородцам.
Основными принципами нашей деятельности, конечно, является то, что мы стараемся помочь даже там, где есть отказ организаций или органов власти, полученный нашими заявителями. Где, возможно, даже и обоснованно, чиновники присылают отрицательный ответ. Институт уполномоченного старается откликаться делом на все чаяния людей, находя способы разрешить жизненную ситуацию,
в которую попадает гражданин. В первую очередь для нас важен человек, мы за конструктивный диалог со всеми органами власти, структурными ее подразделениями, руководствуемся законом, но стараемся вникать как можно глубже. И если в законе есть несостыковки – жизнь идет и многое меняется в ней – то готовы инициировать изменения. Самые важные для нас слова – «справедливость», «великодушие» и «милосердие».
Адвокаты общества.
Надежда Отделкина, почетный гражданин Нижегородкой области, уполномоченный по правам человека в 2015- 2020 годах.
– Когда я заступила на должность омбудсмена, то для меня важно было сохранить систему, все наработки, которые уже были до меня: правовую основу, авторитет, доверие к работе института уполномоченного. Но нужно было и приумножать, дать импульс для дальнейшего развития работы механизма – такого, чтобы люди могли доверять нам и надеяться на помощь нашего аппарата.
Мы понимали, что для этого нужно открыть двери в самые разные инстанции, организовать межведомственное взаимодействие со многими службами, ведомственными учреждениями, объединениями людей, будь то главы районных администраций, органы соцзащиты или общественные некоммерческие организации.
Решение любой проблемы, конфликта, происшествия не лежит в одной плоскости. Важно было выстроить горизонтали, наладить связи с адвокатурой, прокуратурой, судебными органами, социальной сферой. Уже сложилась отличная профессиональная команда, которую не нужно было учить, и пришлось только направить, настроить: мы пытались рассматривать человека не только по его конкретному случаю, где, безусловно, стремились помочь, но и смотрели, не нужна ли ему другая социальная помощь, о которой он не просит. Одновременно мы пытались снимать там, где это нужно, социальную напряженность, перевести все, что связано с проблемой из отрицательного сектора в созидательный. Важно дать человеку не только почувствовать веру в справедливость, но и убедиться в собственных ресурсах. Такова, на мой взгляд, миссия уполномоченного по правам человека.
Мы подписали более 30 различных соглашений с самыми разнообразными структурами власти, наши специалисты в любое время могли свободно обращаться к работникам разных ведомств, тех, которые требовались для решения проблем. Порой все проходило без привлечения самых высоких чинов, вопросы стали решаться на местах.
Важной вехой стало создание общественного совета и команды помощников уполномоченного в районах области, в которые вошли люди из числа уважаемых земляками. Их наделили возможностями вести прием, первыми узнавать о том, что волнует народ на их территории. Они стали «адвокатами общества», помогали найти рациональное зерно, заставить властные структуры порой по-иному посмотреть на ситуацию. Это повысило оперативность работы, приблизило деятельность уполномоченного к конкретному человеку.
Расширилась и публичная деятельность. Несколько совместных проектов получили президентские гранты. Особенно дорог проект «Развитие общественного государственного партнерства «Правовая поддержка». Со студентами и школьниками проходило множество мероприятий, было организовано правовое просвещение, дети, молодежь узнавали свои права, поворачивались лицом к государственным задачам и видели свою роль как граждан страны, что важно для воспитания будущих патриотов.
Я уверена и сейчас: работа уполномоченного не должна замыкаться в одном ракурсе решения проблем, мы верно и надолго определили свою функцию – идем от воспитания человека к его защите.
Неписаные правила.
Василий Ольнев, заслуженный юрист РФ, почетный гражданин Нижегородской области, уполномоченный по правам человека в 2005-2015 годах:
– Прежде чем стать Нижегородским омбудсменом, я десять лет руководил правовым управлением Законодательного Собрания. Конечно, знание законодательства, касающегося различных сфер жизни, давало мне возможность профессионально разбирать те или иные жизненные ситуации, с которыми приходили к нам люди.
Какие темы самые заковыристые? В первую очередь – нарушения законодательства о правах человека со стороны территориальных подразделений федеральных государственных органов, районных или городских структур. Нередки случаи несогласия с решениями судебных инстанций. Зачастую люди были недовольны тем, как реализуется их право на жилье органами местного самоуправления или право на труд, на вознаграждение за труд, на иные выплаты.
Важно дать необходимые и компетентные разъяснения и рекомендации. Нередко надо помочь составить ходатайства, заявления, запросы. В необходимых случаях уполномоченный и сам обращается в те или иные властные, правоохранительные органы, в суды. Как с мотивированными выводами о нарушениях прав человека, так и с просьбами проведения проверок, принятия к нарушителям мер воздействия.
Формы, методы и принципы работы уполномоченного по правам человека записаны в соответствующих законах. Но есть у нас неписаные правила, которые мы всегда неукоснительно выполняли.
С первых дней своей деятельности я очертил главные требования для всего института уполномоченного. Первое – никогда, ни при каких обстоятельствах и никому не говорить и не писать неправду, не «отписываться», не лукавить ни перед гражданами, ни перед муниципальными или правоохранительными органами и другими организациями, с которыми приходилось защищать людей.
Второе – проверять и анализировать все, с чем люди к нам обращаются, даже если это не входит в компетенцию уполномоченного по правам человека. Если приходится перенаправлять жалобу в другие инстанции, к ней должен быть приложен собственный анализ и наши рекомендации, изложение мнения: жалоба, на наш взгляд, обоснована (или нет), частично обоснована и так далее.
Эти два правила являются моими кредо, которые я пронес через всю жизнь, и я доволен, что мы их всегда соблюдали. Знаю, что так работает институт, аппарат уполномоченного по правам человека и теперь. Там остались те, кто еще трудился со мной, заложенная система действует по тем же принципам, которые были выработаны в начале пути. Я уверен, что все, кто там трудится сегодня, любят свою работу. Им нравится быть значимыми в судьбах тех людей, кто к ним обращается. Делать свою работу плохо они не могут.
Конечно, чем больше люди узнают о работе уполномоченного, тем больше поступает жалоб и заявлений. Этого не надо бояться. Плохо, когда не обращаются, значит, не верят, что будут выслушаны, что им постараются помочь. Бывают, конечно, и необоснованные жалобы, но и в них надо разбираться, чтобы ответить по существу, убедить в неверной позиции.
По-человечески больше всего задевает, когда обижают старых и малых, что не могут за себя постоять. Чем, например, можно оправдать поступок отца, который после развода выселяет из квартиры бывшую жену и детей? А если предприниматель задолжал своей работнице пособие по беременности и родам за три месяца? Не один раз после обращения уполномоченного по такому вопросу пособие было выплачено немедленно. В этой работе всегда видишь результат и понимаешь, что живешь не зря…
Что пожелать нашим коллегам-последователям? Сохранять выдержку, быть упорными и принципиальными, терпеливыми и настойчивыми. И тогда все будет получаться.
Беседовала Ника Перова.