По уже сложившейся и всеми любимой традиции, анфилада парадных комнат второго этажа купеческого палаццо накануне новогодних праздников вновь преобразилась, возродив атмосферу богатого Рождества и Нового года.
В этом году сделан акцент на интерьерных решениях: представлена свежеотреставрированная мебель.
– Не так давно вернулся с реставрации вестибюльный гарнитур из особняка Варвары Бурмистровой, урожденной Рукавишниковой, – рассказала корреспонденту «НН» хранитель фонда фарфора и стекла НГИАМЗ, автор выставки Ольга Яковук. – Он был передан музею в 1924 году, то есть почти сто лет назад. Кстати, в пятидесятые годы, во время предыдущих реставрационных работ, под мебельной тканью была найдена записка. В ней реставраторы передавали привет своим коллегам из будущего, и там же приложили образцы исторических тканей.
На что стоит обратить особое внимание? Рекомендовала бы картину работы Ирины Бржеской. Раньше это полотно было неверно атрибутировано, но я провела исследование и доказала подлинное авторство этой художницы – потрясающей, кстати, женщины с интереснейшей биографией.
Я делаю новогоднюю выставку пятый год кряду, и в этот раз включила в нее новые, ранее не показывавшиеся публике фарфор и стекло. В числе новинок фаянсовый сервиз из клада Каменских. Он изготовлен во второй половине XVIII века на фарфоровой мануфактуре Венецианской республики – представляете?
Из «фишек» выставки – французское домино XIХ века. Интересно оно, в частности, еще и тем, что на крышке коробки с обратной стороны сохранились дарственные надписи. Рядом с надписью на французском – еще одна, более поздняя и на русском: брату от «Юльки с адским характером».
Обстоятельно раскрыта тема рождественских подарков. В купеческой среде было принято дарить ценные коллекционные вещи. Например, итальянские медальоны XVI века, или итальянские же подсвечники XVIII века, дорогие курительные трубки... Также в конце XIX века во всех журналах рекомендовали делать подарки своими руками, и в экспозиции представлены работы рукодельниц: бисерные вышивки, кошелечки.
В сиреневой гостиной царит тема бала: платья, украшения, аксессуары, в том числе наборы для азартных игр. Впервые представлены фишечки для игры в карты – китайской работы, с тонкой гравировкой. Как они могли быть включены в карточные игры? Да очень просто. В то время играть на деньги было запрещено, и потому играли на фишки. В основном, это практиковали взрослые, пока молодежь «отрывалась» в бальном зале и, говорят, нередко просиживали до утра за ломберным столиком. Кстати, ломберный столик у нас тоже есть.
Выставка работает до 21 января. 0+.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.