Художественный руководитель фестиваля Андрей Малых, директор и солист (флейта) Академического симфонического оркестра филармонии рассказал корреспонденту «НН», что замысел фестиваля возник достаточно давно.
– Лет десять назад или даже больше я с помощью коллег-энтузиастов начал проводить флейтовые концерты в Малом зале филармонии. Они пользовались всё возрастающей популярностью и однажды, когда зал был просто переполнен, директор филармонии Ольга Николаевна Томина сказала: «Давай-ка организуем фестиваль флейты!» Так всё и началось.
– Цель фестиваля, я так понимаю, познакомить широкого слушателя с флейтой, с репертуаром, с классикой и достижениями, с исполнителями?
– По большому счету, да. Конечно же, мы, флейтисты, считаем, что наш инструмент самый лучший. И точно то же самое вам скажут гобоисты, фаготисты, скрипачи – любые инструменталисты (смеется). Флейтовый репертуар обширен и очень разнообразен, написано множество сочинений с незапамятных времен и до современности, и их количество всё возрастает. Очень много шедевров. Играя их, мы получаем огромное удовольствие, и нам хочется поделиться этими ощущениями со слушателем. Нам интересно показать и возможности инструмента, и самих себя. В целом же задача фестиваля сугубо «музыкальная»: стараемся составлять программы таким образом, чтобы они были интересны не столько флейтистам, сколько максимально широкому кругу публики.
– Знаю, что, помимо концертов, фестиваль включает в себя и мастер-классы…
– Да, их проводят наши столичные гости – опытные музыканты «с именами», которые способны поведать ребятам, успевшим записаться на мастер-классы, некоторые «военные хитрости» нашей профессии. Это уже к слову о просветительской, образовательной цели фестиваля.
– Флейта обстоятельно представлена в барокко, в классицизме, в романтической музыке. Но многим ли известны другие ипостаси инструмента – например, флейта джазовая? Наверняка в фестивальных программах звучали особо интересные, редкие сочинения, где флейта представала в неожиданных образах?
– Особенно интересные? Бывали. Я, в частности, играл две сюиты Клода Боллинга – французского композитора, написавшего музыку к сотне с лишним фильмов. На этом фестивале в программе значится одна часть джазовой сюиты композитора Николая Капустина, весьма известного. Почему одна часть? Да потому, что, если мы не будем себя ограничивать и станем играть всё, что нам хочется, каждый концерт растянется часов на шесть! (улыбается).
В нашей программе в этом году есть и классика, и современность. Моцарт, Галуппи, Девьен… Хиндемит, Берио… Очень интересная пьеса Scerzo Lacrymoso Виктора Чернелевского: в ней флейтистка также играет на литаврах. Или вот, наисвежайшее, буквально только что написанное произведение Концерт для двух флейт с оркестром московского композитора Дениса Хорова. Две недели назад состоялась мировая премьера этого сочинения в Иркутске, и теперь оно прозвучит у нас. Молодой композитор Михаил Крутик написал Кончерто гроссо для флейты, скрипки, клавира и двух оркестров: тут мы видим возвращение и переосмысление барочных мотивов.
И, между прочим, большинство исполняемых произведений звучат в Нижнем Новгороде впервые.
Мария Федотова. Фото music-nn.ru.