Беликов вынул Чехова из папки

Беликов вынул Чехова из папки

150 лет назад родился писатель Чехов, и несколько дней назад в честь этого юбилея в нижегородском Выставочном комплексе открылся вернисаж, посвященный Антону Павловичу и его творчеству. Выставка работает до 9 января и называется «Россия Чехова: города, пути-дороги, современники, персонажи», она включает в себя 38 графических листов из частной коллекции.

«Мне просто это нравится»

Экспозиция получилась замечательная, тонко передающая дух чеховской прозы. В ней, в частности, представлены подлинники Шишкина, Кустодиева, Серова и Васильева (единственная его литография, между прочим), листы Бореля и Туровского.
К сожалению, из 140 работ под Чехова было выделено всего два небольших зала, так что сто листов оказались «вне игры».

Коллекционер — профессор, доктор технических наук, специалист в области анализа и синтеза информационно-управляющих комплексов, директор по качеству и сертификации и прочая и прочая Владимир Гурьевич Беликов. Для того чтобы привезти графику и открыть выставку, он специально приехал, вырвался на денек из Москвы (кстати, за свой счет). Впрочем, как выяснилось в беседе, такие вот поездки, самостоятельное издание каталогов и вообще благотворительно-просветительский подход к выставочному делу — в порядке вещей. «Мне просто это нравится», — говорит он.

— У меня вообще очень интересная, насыщенная жизнь. Отдельный яркий пласт в жизни коллекционера — общение с художниками. Я же технарь, и это для меня — окно в параллельный мир, очень люблю посещать мастерские художников. Пока в моей коллекции есть работы лишь одного нижегородского автора, Сергея Фирера, но, насколько мне известно, он давно уехал за рубеж. Я готовлю для вас Достоевского; готовлю Добролюбова, в наступающем году у него двойная дата — 175 лет со дня рождения и 150 со дня смерти.

— Культурные увлечения — насколько им подвержены сильные мира сего, первые лица?

— Подвержены. Так, я принимал участие в выставке «Книжная иллюстрация двадцатого века», организованной в ЦДХ Михаилом Сеславинским, и работы из наших собраний соседствовали друг с другом, и также, в частности, там были представлены работы из собрания Константина Эрнста.

Обходится без покровителей

— Зачем вы организуете выставки? Вам нравится общение и новые впечатления?

— Что вы, какое тут общение. Сплошные неудобства. Ночь не спал в поезде и еще одну спать не буду. Просто я считаю, что нет смысла собирать, если не выставляешь. Перекладывать работы из папки художника в свою и надувать щеки, что ли? Да, это личные затраты. Состоятельных покровителей, личного бизнеса, грантовой поддержки у меня нет. В редких случаях мне оплачивают гостиницу. Немало моих выставок проходит за рубежом, но не могу же я взять и отправиться, например, в Непал. Зарубежные «гастроли» организует Росзарубежцентр уже без моего личного присутствия.

— В Непале вы показывали тоже Чехова?

— Гоголя! Причем получилось забавно. Сначала — выставка в Катманду. А потом вдруг нахожу в Интернете информацию о том, что Гоголя показали также в ма-аленьком городке под Катманду и что за неделю эту выставку посетили двести тысяч человек! Думаю, это была опечатка, проглядели лишний нолик, а то и два… или даже три…

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате