Быть
учителем – большая ответственность. Педагоги и директора школ постоянно
проходят курсы повышения квалификации для того, чтобы не отставать от трендов
современной системы образования. За 2023 год было обучено более 1300 педагогов
Нижегородской области. Мы пообщались с и.о. декана факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки ННГУ им. Лобачевского Юлией
Буреевой и выяснили, как и зачем учатся учителя.
Учиться никогда не поздно
В 2023 году в Нижегородской области стартовал
региональный проект «Современная школа», ставший преемником федерального –
«Учитель будущего». В рамках его реализации за прошедший год более 1000
педагогов смогли пройти курсы повышения квалификации по 14 программам. По
словам Юлии Буреевой, количество учителей, прошедших обучение, значительно
возросло.
«До 2023 года мы обучали порядка 500 учителей, в
2023 году – более 1300. Министерство образования обратилось к нам в связи с
введением новых предметов в школах. Например, основы военной подготовки. Одно
дело - написать, что надо вести занятия, другое дело – дать методику. Обучение,
в основном, шло онлайн, но были и очные, и выездные мероприятия в виде
семинаров, живого общения, чтобы люди могли задать вопросы», - поделилась Юлия
Буреева.
Отличительной особенностью проекта «Современная
школа» стал комплекс мероприятий, проведенных для педагогов. На них учителя
участвовали в круглых столах, посещали мастер-классы и семинары. На базе Нижегородского
государственного университета им. Лобачевского (ННГУ) было организовано 19
мероприятий за 2023 год. Педагоги проходили через медиашколу, литературную
гостиную, а также учились создавать имидж своего образовательного учреждения.
«Самое главное – мы увидели востребованность
учителей к этим мероприятиям. Им нужно общение, они хотят обмениваться опытом и
знать, какие есть новшества, - отметила и.о. декана факультета повышения
квалификации и профессиональной переподготовки. - Педагогам не хватает свежей
информации. Им не хватает услышать из первых уст, что ожидается и куда мы будем
дальше двигаться. Сейчас очень актуален имидж образовательного учреждения.
Единицы школ умеют его создавать, продвигать, работать с сайтом. Мы делали эти
мероприятия для того, чтобы учителя погрузились в другую обстановку и выдохнули».
Педагоги учатся общаться с учениками
Как рассказывает Юлия Буреева, запрос на обучение от
учителей огромный. Об этом говорит множество положительных отзывов, которые
приходили после проведения мероприятий. Педагоги хотят профессионально
развиваться и соответствовать званию «учителя будущего». Однако новые правила
поведения и преподавания многих озадачивают. Как общаться с учениками – главный
вопрос, встающий сегодня перед учителями.
«Сейчас основная проблема учителей – общение с
детьми. А именно – регламентированность, - заметила Юлия Буреева. - Они
говорят: мы понимаем, как нельзя, но не понимаем, как можно. Как воздействовать
на ребенка? Все дети разные. На первый план сейчас выходит умение общаться и находить
выход из ситуации. И при этом, чтобы это все было в рамках правового поля.
Современный учитель также должен уметь пользоваться объективными современными
технологиями (без них сейчас никуда), уметь дорабатывать материал под
конкретных школьников».
Кроме ограниченного правового поля, за ребенка горою
стоят родители, с которыми педагогу также нужно взаимодействовать. Этому
педагоги тоже учатся. По словам Юлии Буреевой, имидж учителя подкошен, и в
скором времени придется его защищать.
«Подход и имидж учителя поменялись. Дети могут
дерзить, а родители их поддержать. У нас сломали систему. Но сломать всегда
легко, а вернуться сложно. Раньше профессия учителя была элитной, туда надо было
попасть. А сейчас туда идти никто не хочет. Учителям тоже нужна защита. В
министерстве образования у нас сказали: наша задача – защищать учителей.
Понятно, что перекосы есть и на той, и на другой стороне. Но учитель не может
учить детей, если у него нет имиджа перед учениками, если у него нет веса», -
подчеркнула и.о. декана факультета повышения квалификации и профессиональной
педагоги.
Живой диалог – залог успеха
Проект «Современная школа» завершился конференцией
«Современные тренды развития школьного образования» с представителями
Министерств образования и науки, культуры и молодежной политики Нижегородской
области. На ней учителя и директора школ задавали вопросы и делились своими
проблемами.
«В рамках этой конференции мы в первый раз провели
панельную дискуссию для учителей. Из зала поступало очень много вопросов от
директоров школ. Я после этого увидела положительную реакцию как от школ, так и
от руководства. Это необходимо и для того, чтобы в дальнейшем что-то
проработать. Получилось живое общение. Это была изюминка нашего завершения
мероприятий», - отметила Юлия Буреева.
Проект продолжит свое развитие и в 2024 году с еще
большим количеством мероприятий. А итоговая панельная дискуссия получила такой
успех, что министерство образование отправило запрос на ее проведение хотя бы 2
раза в год.
Дополнительное образование – в тренде
Помимо курсов повышения квалификации, некоторые
педагоги проходят переподготовку. Но таких очень мало. За 2023 год в ННГУ ее
прошли 10 человек.
«Переподготовка педагогов есть, но она идет именно
по конкретным направлениям: учитель математики, учитель русского и литературы,
- отметила Юлия Буреева. - У нас в университете не очень много людей проходят
переподготовку. Если человек уже имеет педагогическое образование, ему обычно
достаточно пройти курсы повышения квалификации, еще одно педагогическое не
нужно».
А вот дополнительное образование пользуется большим
спросом. На факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ННГУ ежегодно реализуется порядка 200 программ. Кроме этого, постоянно
появляются новые. Самым популярным направлением, конечно же, является
программирование.
«У нас много желающих идет на информационные технологии. Это как и обучение по программам искусственного интеллекта, так и само программирование. Оно актуально всегда, - заметила Юлия Буреева. - Есть также курсы переводчика. Медицинские программы хорошо себя зарекомендовали: физическая реабилитация, медицинская логопедия. У нас активно развивается направление MBA – программа руководящего состава. Туда приходят директора, заместители директоров, которые уже поработали в руководящей должности и хотят дальше расти. И это пользуется большим спросом».
Анна Садовина.