«А мы отдали нашего ребенка в вальдорфский детский сад», — не скрывала своей радости моя знакомая. Вальдорфская педагогика? В Нижнем Новгороде? Быть не может! Мало того что у нас просто не найти специалистов этой системы воспитания и образования, родившейся в начале ХХ века в Германии, так еще о ней судачат как о секте.
От восторгов до вопросов
В октябре 2010 года в Нижнем Новгороде открылась платная группа домашнего типа, зарегистрированная на индивидуального предпринимателя. И поскольку она не превышает шести человек, на ее открытие не потребовалась даже лицензия.
С 9 утра до 15.30 дети под присмотром двух воспитателей и помощника находятся в этой группе, а затем отправляются в соседний садик в кружки.
Кроме этой частной группы в Верхних Печерах, «НН» (правда, не без усилий) разыскали и других последователей вальдорфской педагогики в Нижнем. Такая же частная группа малышни функционирует в деревне Вязовка Приокского района. В том же районе целая группа действует и в муниципальном детском садике № 412, причем аж с 1993 года.
Кстати, первые попытки внедрить в наше образование эту систему воспитания и обучения были предприняты в начале
Помню, 20 лет назад знакомый учитель вернулся из Москвы с конференции по новаторству в образовании, на которую созвали весь цвет отечественной педагогики. И он взахлеб рассказывал о некой вальдорфской школе, где все особенное. Все предметы в таких школах и садиках только из натуральных материалов, преимущественно сделанные руками воспитанников: шишечки в корзинках, ангелочки из ваты. Дети учатся игре на флейте, вяжут.
Но со временем вопросов к вальдорфской педагогике у российских специалистов появилось множество, причем у специалистов в разных областях.
Самое безобидное, к чему есть претензии, это объединение в одной группе детского сада детей разного возраста.
— Решать задачи воспитания это радикально не мешает. Но в условиях детского учреждения однородная по возрастному признаку группа лучше отвечает задачам развития и обучения. А между развитием трех- и пятилеток — бездна! — считает нижегородский психолог Дмитрий Тверитнев.
Но у апологетов вальдорфской методики на это свои аргументы.
— Старшие дети, которые растут без братиков и сестренок, в таких группах понимают, что о младших надо заботиться. А маленькие все повторяют за старшими ребятишками, — не сдается Алиса Грибова, открывшая в Нижнем Новгороде такую детсадовскую группу.
Вызывают вопросы и сами занятия с детьми.
Надергали самое полезное
Те, кому довелось на них побывать, приходят к выводу, что в общении с детьми присутствуют ритуалы, обрядовость.
— Некоторые моменты нас действительно насторожили, — призналась заместитель директора школы № 186 по инновационной работе Софья Лопатина. — Дети собирались в круг, ходили по кругу, пели
Отметим, что в этой школе вальдорфский класс появился именно по инициативе родителей, которые привели своих детей из такого же садика вместе с их воспитателем, которая и стала их учителем начальных классов.
— Вы действительно все с молитвы в садике начинаете? — задали «НН» вопрос в лоб директору вальдорфской детсадовской группы в Верхних Печерах.
— Я бы так не сказала. Мы все делаем под песни. «Мы дружные ребята, за собой все уберем». Может, это имели в виду? — удивилась Алиса Грибова.
По утверждению же одной из мамаш, молитва перед едой — это всего лишь благодарность природе за ее дары.
— Программа, по которой занимаются дети в такой группе, разработана Министерством образования РФ, — сообщила «НН» заведующая детским садом № 412 Надежда Карпова. Раз министерство одобрило, нет никакого религиозного уклона. Мало ли что там в частных садиках.
— Из вальдорфской методики у нас взяли все полезное, а остальное отбросили, — присоединилась специалист по дошкольному воспитанию администрации Приокского района Мария Соколова.
— Песни это, конечно, хорошо в таком возрасте. Но есть и технологии манипулятивного воздействия на человека посредством таких действий, — предупредил психолог.
Никто из нижегородских педагогов, которые столкнулись с этой методикой в стенах своих садиков и школ, своими ушами не слышал прямой религиозной обработки детей.
— Но нас смущало, что дети выглядят не по возрасту серьезными, — добавила Софья Лопатина. — Тем не менее программа, которую нам представил учитель, сопровождалась одобрением из Москвы.
В любом случае, если нижегородцы лишь надергали несколько, на их взгляд, лучших моментов вальдорфской системы, то, видимо, не стоило их преподносить как новую педагогику. Ну, а если же они настаивают, что работают с детьми именно по системе Рудольфа Штайнера, то родителям и нижегородскому образованию, пожалуй, есть над чем подумать.
Елизавета КОРШУЛЬ.
Справка «НН»
Первая вальдорфская школа появилась в 1919 году и изначально предназначалась для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Образована на деньги владельца табачной фабрики
Учение Штайнера подвергли резкой критике еще в начале ХХ века русские философы Николай Бердяев, Иван Ильин и Сергей Булгаков. А в 1994 году Международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» подчеркнул антихристианскую, оккультную, антропософскую основу вальдорфской педагогики и расистский характер самой антропософии. В самой же Германии дипломы вальдорфских школ не признаются, и их выпускники должны сдавать дополнительные экзамены.
Кстати
«О, в России совсем особенные ведьмы»
Для нижегородских родителей, мечтающих отдать своих детей в вальдорфский садик или класс, мы просто приведем выдержки из письма нашей бывшей соотечественницы, эмигрировавшей в Германию и отдавшей своего сына в такую школу.
О родителях
— Добросовестные родители проводят в школе ежедневно по нескольку часов. На второй год меня просто обязали еженедельно мыть школьную кухню, работать в саду. В начале родительских собраний мы по полчаса переписывали красивым почерком изречения Рудольфа Штайнера. У родителей от четырех до 10 и более детей. В их домах нет телевизоров, компьютеров, радио. Школа активно вмешивается в семейное воспитание и оказывает давление на родителей. Чаще всего они сами питомцы таких школ, поэтому часть из них не имеет нормального для немцев образования, и после такой школы не так легко поступить в обычное учебное заведение.
О воспитании
— Оно очень авторитарное. Видя разницу между школой и окружающей средой, дети начинают лгать и учителям, и родителям, удовлетворяя тайком свои желания поиграть, например, на компьютере.
Об уроках
— С утра проходит основное занятие. Оно начинается с зажигания свечки и изречения Штайнера. Дальше все по минутам. Сели, достали тетради, переписываем букву «А» — пять минут. Тетради убрали, достали листы с краской, рисуем — пять минут. Встали, зарядка, скандирование вслух цифр от одного до 10. Сели, достали воск, лепим. Встали, пошли по классу цепочкой, скандируем хором стихотворение. Сели, поем песню. Команда: «Питьевая пауза!» — все достали одинаковые бутылочки, отвинтили крышки, попили сок, завинтили крышки, убрали бутылочки… В 10 часов команда: «Пауза на завтрак!» — все постелили салфетки, достали завтрак, общая молитва
О качестве знаний
— Изучение иностранных языков ограничивается заучиванием наизусть нескольких стихов без понимания смысла. До середины второго класса дети пишут большими печатными буквами на альбомных листах. На математике только складывают и вычитают до 20, причем на каштанах. Несмотря на видимость обучения игре на скрипке и флейте, детям запрещают слушать классическую музыку.
Об антропософии
— Детям насаждают культ ангелов, настраивают на общение с самыми разными духовными существами. Ребенка постоянно окружают ведьмы, гномы, домовые, волшебники, феи. Узнав, что мы едем в Россию, учительница сына сказала: «О, замечательно! В России совсем особенные ведьмы!»
О лечении
— Детей лечат только вальдорфские врачи, причем исключительно гомеопатией и натуральными средствами.
Об отношении обычных немцев к таким школам
— Они говорят, что это секта, что вальдорфцы не участвуют в жизни общества.