27 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения великолепного композитора-песенника, нижегородца Бориса Мокроусова. В честь этого события в нижегородской филармонии состоялся аншлаговый концерт из его шлягеров под названием «Когда весна придет, не знаю».
В канун наступления весны и в свете ставшего непредсказуемым климата эта формула звучит провокационно. Впрочем, можно прочесть ее иначе: кто знает, когда любовь нечаянно нагрянет? А о любви в тот вечер говорилось много: к женщине, к Родине, к жизни…
Сочинения Бориса Андреевича, ставшие безусловным золотым фондом отечественной песенности, исполнили ведущие солисты нижегородской сцены: Майя Балашова, Владислав Биткин, Татьяна Гейн, Сергей Коблов, Дарья Сикальская и Александр Шалунов в сопровождении АСО Нижегородской филармонии под управлением Георгия Сибилева. И если к оркестру, поначалу звучавшему «лайтово», были пожелания включить на полную звук и драматизм, солисты были практически безупречны. Каждая песня была прожита, сыграна, прочувствована. Чего же удивляться, когда тысячный зал лихо подпевал: «А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела!» и многим прочим бессмертным строкам.
Немалый вклад в атмосферу концерта внес его ведущий, заслуженный артист России Александр Мюрисеп. Мастер расширял историко-культурный контекст, читая стихи и рассказывая истории создания некоторых песен.
Вот одна из них. «Костры горят далекие». Автор слов Иван Шамов – летчик-испытатель, парализованный после неудачного приземления. В госпитале он начал писать стихи, и спустя некоторое время его стихи были пересланы Мокроусову товарищами летчика. Состоялась встреча, во время которой композитор сказал примерно следующее: «Вот вам, летчикам, всё бы марш авиации написать… но марша у меня нет. Зато есть вот такая мелодия» – и наиграл на мандолине напев. Убедившись, что Шамов его запомнил, Мокроусов сказал: «Вы хорошо, быстро схватили всё. Иван Васильевич, напишите про любовь, про что хотите, но чтобы всё совпадало с мелодией и размером».
По воспоминаниям жены Шамова, тот долго не мог заснуть и до утра писал разные варианты текста. Он вспомнил, как когда-то, давно, ездил на родину, в Володарск, на поезде. Пронеслась мимо Клязьма: луна отражалась в воде, рыбаки сидели у костра на берегу. И сами собой родились слова «Костры горят далекие, луна в реке купается»...
Кстати, для соблюдения протокольной точности отметим: Мокроусов не был урожденным нижегородцем, но канавинцем. До 1928 года, до присоединения к так называемому Большому Нижнему Новгороду Канавино являлось самостоятельной административной единицей, а будущий композитор родился там в 1909-м.
Мария Федотова.