Вечером 30 августа в Арсенале пермский медиахудожник Сергей Тетерин рассказывал о медиаискусстве. Так как подразумевалась серьезная лекция о современном искусстве, Сергею Тетерину сразу же был задан провокационный вопрос: не собирается ли он приплачивать слушателям лекции, от которых ожидается интеллектуальная отдача? ("Дело в том, что у себя в Перми Тетерин практикует раздачу денег посетителям своей галереи - (за "внимание" и "работу восприятия".) Окинув взглядом полный зал, художник отметил, что в данном смысле заниматься видеоартом в Нижнем Новгороде очень невыгодно... Быстренько определив предмет медиаарта (художественная деятельность, реализуемая средствами записи или передачи информации), лектор начал с истоков, берущих начало в шестидесятых. Однако довольно скоро перешел к современности, рассказав, в частности, о поэтическом ответвлении медиаарта, об интеграционных процессах, идущих между художниками и роботами (каково сочетание: роботы и алкоголь!), немного о себе и много еще о чем.
- Я пришел в медиаискусство из рекламного бизнеса и нисколько об этом не жалею. Хотя в нашей стране до сих пор медиаискусство очень плохо продается. Но, с другой стороны, это огромное поле для экспериментов, а если учесть новые технологии, то в каком бы уголке планеты вы ни находились, всегда есть возможность обеспечить себя крайне интересной деятельностью.
Некоторые явления отечественного арта
- Все боятся техники. Все с упоением смотрят трилогию "Матрица", сходясь во мнении, что не надо давать спуску этим машинам. Между тем есть явная тенденция к очеловечиванию механизмов, к включению их в художественный процесс.
Так, москвич Алексей Шульгин пропагандирует направление, называемое им device art (слово "device" переводится с английского как "приспособление" или "устройство"). Суть этого направления заключается в том, что конструируются некие самостоятельно действующие механизмы, участвующие в создании произведения искусства.
Один из проектов Шульгина - киберпанк-группа "386 DX". Суть его в том, что компьютер со стареньким 386-м процессором как бы "сам" модулирует пение и аккомпанемент. В качестве второго участника и фронтмена группы выступает собственно Шульгин, скачущий по сцене с компьютерной клавиатурой аки с клавишами наперевес. В репертуаре "группы", выступающей как на улице, так и в помещениях, - золотые хиты зарубежного и русского рока. Еще один из проектов этого художника (совместный с Аристархом Чернышевым) - "Медиазеркало". Соответствующе оформлен плазменный экран с видеокамерой. "Отражение" в нем трансформируется, снабжается самыми неожиданными эффектами, так что перед таким зеркалом незачем кривляться - оно все само сделает. Наверное, очень своеобразно смотреться в таковое с похмелья... Впрочем, при желании объект можно использовать и в режиме "просто зеркала". Оригинальный девайс изобрели участники екатеринбургской группы "Куда бегут собаки". Он называется "Антишансон", устроен крайне просто и фактически представляет собой глушилку радиоволн FМ-диапазона, действующую в радиусе пяти - восьми метров. Например, в салоне маршрутного такси...
Человек с мясорубкой
- Меня спрашивали: "Неужели ты хочешь войти в историю пермского искусства как человек с мясорубкой?". Я отвечал: "Почему бы и нет?" Если уж придется войти в историю кино, то лучше с мясорубкой в руках, чем с фильмами типа "Сибирский цирюльник"...
В мясорубку вмонтирован инфракрасный порт от "мышки", в обычных условиях позволяющий посредством скроллинга достаточно быстро "проматывать" странички. Так как любой фильм лишь набор картинок, для "мясорубочного" фильма также выстраивается раскадровка, и, когда ручка крутится, мелькают кадры. Сергей Тетерин демонстрирует ленты Люмьеров и Вертова, как-то показывал бунюэлевского "Андалузского пса". Так что кино, возраст которого перешагнул сто лет, мы смотрели так же, как и самые первые зрители кинематографа, - в "ручном" исполнении.
- Ручное управление сменой кадров открывает замечательные возможности для виджеинга - все эти реверсы, скрэтчи, изменения темпа... Плюс этого девайса - в его дешевизне. Минус - в том, что его невозможно продать. Те, кто покупают медиазеркала за несколько тысяч долларов, вряд ли станут приобретать такой киноаппарат. Зачем он им?
Конечно, это популистский ход. Это шоу. Сначала я подключаю мясорубку к компьютеру, что само по себе необычно. Затем начинаю ручку крутить, показывая фильмы таким вот оригинальным способом. Но через несколько минут люди начинают... смотреть кино! Причем кино такое, которое по своей собственной воле смотреть не стали бы ни за что в жизни. Следовательно, я являюсь пропагандистом кино, и очень ответственно отношусь к своей функции оператора мясорубки.
Мария ФЕДОТОВА.