Эклектичную премьеру по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» представил Нижегородский театр драмы имени Горького. Задача для зрителя – найти ответ: что общего между Пирамом с Фисбой и Ромео с Джульеттой и почему комедия заканчивается трагедией?
Все относительно в третьей по счету постановке режиссера Геннадия Шапошникова на нижегородской сцене: время действия и скорость его течения, любовь и клятвы, персонажи и сюжет. Как он сам объяснил перед премьерой, в этой пьесе заложены сразу четыре сюжета, где все одновременно сосуществуют, но в параллельных пластах реальности. Теперь древнегреческие герои в туниках и латах (художника-постановщика Бориса Шлямина) взаимодействуют с персонажами, одетыми в стиле 1930-х, а в невидимом мире духов леса парят грибы и плесень в синем сиянии люминесцентных гирлянд.
И там, где у Шекспира зарождается фарс из конфликта полов – с победы мифологического воина Тезея (Рустам Абдряхимов) над царицей амазонок Ипполитой (Наталья Кузнецова) – в спектакле неожиданно возникает тема потомков Монтекки и Капулетти, от знакомства до развязки со смертями влюбленных. На удивление насмотренным зрителям, с непредсказуемостью «режиссерской оперы», и как отсылка к «прежалостной» истории Пирама и Фисбы, что должна была появиться в финале, на свадьбе людей и богов.
В нашем «Сне» сошлись (вода и пламень) причуды постановки и аллюзии, чтобы в авторском решении сквозная линия дополненной реальности стала главной, отодвинув на второй план большую часть остальных. Да и самая смешная часть – сцена репетиции и пародийного спектакля ремесленников (в стиле советских годов) объединена и сместилась в последовательности событий.
Командная работа корифеев (Сергея Блохина, Алексея Хореняка, Юрия Котова, Александра Сучкова и Сергея Кабайло), когда опытные партнеры отлично чувствуют друг друга, иронизируют и наслаждаются, ощущая отдачу из зала – настоящая отрада и такая необходимая динамичная составляющая для публики, на два часа завороженной статичным медитативным действием. «Капустная» эксцентрика с буффонадой, сохраняя внешнюю серьезность – рецепт их успеха.
На поворотном круге сцены, среди теней и развалин, подобных древним камням Стоунхенджа, с которых на смертных взирают языческие духи, разворачиваются запутанные события фривольной комедии. Ревность и соперничество Оберона (Николай Смирнов) и Титании (Мария Мельникова) монументально проходит рефреном, а волшебство эльфа Пака (Денис Гусев) при помощи цветка любви не могло бы произойти без его материализовавшейся партнерши Феи (Алина Хакимова). Потусторонние яркие миры помог наколдовать художник по свету Сергей Скорнецкий.
Пижамная вечеринка сбежавшего из Афин от властного папы-гангстера Эгея (Евгений Зерин) со свитой вооруженной охраны, любовного квадрата в составе Гермии (Алина Ващенко) и Лизандра (Денис Волков), Елены (Маргарита Баголей) и Деметрия (Сергей Трофимов), запомнилась оригинально решенной сценой (режиссер по пластике Ольга Семаева) и эстетикой – красотой молодых актеров. Шутки на грани, страсти во сне или наяву – спишем на жаркую ночь, где немудрено и партнером ошибиться, и потеряться в чувствах и в лесу.
Постановка оставила немало вопросов и контрастных впечатлений, от недоумения до восторга. Предлагаем вам самим разобраться: любовь – это наваждение, или сама жизнь – всего лишь чей-то сон? 16+.
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.