Вы входите в зал Русского музея фотографии — и сразу даже не понимаете, где вы? С фотографий и огромных постеров «смотрят» уникальные фрески великого Дионисия. Причем вы неожиданно как бы оказываетесь внутри храмового пространства. Фотохудожник Юрий Холдин создал свою модель съемки и сделал настоящее открытие: до него фрески Дионисия так, в полноте их замысла, не снимал никто. И не обратить на это внимание трудно.
— Проект Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия — миру» стоит в авангарде нового направления, которое определяет современный язык и пластику малодоступных шедевров древнерусской пространственной фресковой иконописи, — рассказали «НН» в музее. — Фотохудожник впервые представил не плоскостную иллюстрацию фресок, как это делалось в фото- и издательской практике на протяжении всего ХХ века, а позволил включить зрителя в образный строй храмового пространства, при определенной освещенности раскрывающегося как «небо на земле».
Кстати, как признавался сам фотохудожник, начал он с того, что задумался: а какие условия освещенности были бы главными для самого Дионисия, когда он создавал свои фрески? И решил, что это полдень — время, когда происходит наивысший момент литургии.
Так родилась его знаменитая серия «Свет фресок Дионисия», которую он снимал в Ферапонтовом монастыре. По признанию мастера, каждый день делалось не более
При жизни Юрия Холдина понимали не все, у него, как у любого нестандартно мыслящего человека, находились завистники. Но были и те, кто поддержал находки фотохудожника. Именно их стараниями подготовлена и нынешняя выставка в Нижнем Новгороде.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Справка «НН»
Юрий Иванович Холдин родился 15 августа 1954 года. Основал фонд «Фрески России», который сейчас продолжает дело фотохудожника. Его работы из цикла «Свет Фресок Дионисия — миру» экспонировались в Москве в Третьяковской галерее, в Новом Манеже, в городах России. Работа над этим проектом заняла 11 лет. Трагически погиб 29 июля 2007 года. Он сорвался с