Во время встречи за "круглым столом" обсуждались основные направления развития системы взаимодействия власти, бизнеса, негосударственных, некоммерческих организаций (НКО) в Нижегородском регионе. Своими мыслями по этому поводу поделились заместитель председателя областного объединения организаций профсоюзов Михаил ОРЛОВ, председатель областного совета женщин, начальник управления социальной политики, семьи и детей департамента социальной защиты населения, труда и занятости областного правительства Надежда ОТДЕЛКИНА, главный специалист отдела социального партнерства и оплаты труда этого же департамента Нина ЯМОЛДИНА, заместитель начальника управления министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг правительства области Игорь НОРЕНКОВ, заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Виктор ЗЕЛЕНКЕВИЧ, председатель благотворительного фонда местного сообщества "Партнерский совет" Виктор НЕФЕДОВ, директор Нижегородской государственной областной телерадиостудии, депутат областного Законодательного Cобрания Ольга НОСКОВА.
Михаил ОРЛОВ: - Мы привыкли рассматривать систему партнерства как взаимодействие работников и работодателей при присутствии третьей стороны (в первую очередь как законодателя и арбитра) по регулированию социально-трудовых отношений. Сегодняшняя тема позволяет нам говорить о взаимодействии в широком смысле этого слова. Я представляю нижегородское объединение профсоюзов, а профсоюзы - неотъемлемый институт гражданского общества, или, следуя заявленной теме, некоммерческая, негосударственная организация.
Нина ЯМОЛДИНА: - Взаимодействие социальных партнеров в регионе происходит в рамках трехстороннего соглашения. Когда мы начинали процесс его формирования, становление шло не очень гладко. Вспомните 1992 - 1996 годы, когда многие проблемы разрешались лишь коллективными трудовыми спорами, но ведь разрешались в конце концов! Серьезных столкновений в регионе удалось избежать. Сегодня наметилась очень хорошая тенденция в регулировании социальнотрудовых отношений. В муниципальных образованиях области заключены соглашения администрации, профсоюзов и объединений работодателей, они строят свои отношения на договорной основе. Значит, есть понимание, что таким образом регулировать социально-трудовые отношения более приемлемо, чем каким-либо другим.
Что касается организаций, то в них уже 82 процента работающих регулируют свои отношения с работодателем через коллективный договор. Вроде бы хорошо. Но, к сожалению, коллективные договоры заключаются пока лишь в крупных предприятиях и части средних.
Другая часть среднего бизнеса и особенно малые предприятия остаются без колдоговоров. Защиту работающих мы пытаемся осуществить через трудовые договоры между ними и работодателями, рекомендуем, чтобы в договорах были прописаны все вопросы социальной защиты. Но настало время что-то менять в сложившейся практике, посмотреть на партнерские отношения власти, бизнеса и некоммерческих, негосударственных организаций шире. Мнения по этому поводу, предложения и хотелось бы услышать от всех присутствующих. Это полезно знать населению области, это может стать предметом обсуждения нашей трехсторонней комиссии.
Михаил ОРЛОВ: - Могу дополнить то, о чем говорила Нина Николаевна. По нашему видению (и оно совпадает с мнением Ассоциации промышленников и предпринимателей), за последние два - три года движения во взаимодействии с новыми структурами малого бизнеса в плане участия в наших мероприятиях не наблюдается. И, значит, на них не распространяется действие соглашений и договоров, скрепленных подписями и печатями. Это главная проблема, которая сдерживает развитие экономики. И второе, на что хотелось бы обратить внимание. В ряде городов и районов области отсутствуют легитимные объединения работодателей, которые имеют право заключать договоры и с профсоюзными, и с другими некоммерческими, негосударственными организациями и как-то выстраивать политику с местной исполнительной властью.
Ольга НОСКОВА: - В качестве уточнения такой вопрос. Ассоциация промышленников и предпринимателей - легитимная организация?
Михаил ОРЛОВ: - Да, разумеется.
Ольга НОСКОВА: - А "ОПОРа России", "Деловая Россия"?
Михаил ОРЛОВ: - Не совсем. Есть некоторые нюансы. Сегодня существует федеральный закон об объединениях работодателей.
В Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей 145 хозяйствующих субъектов, а в области их четыре тысячи. Ассоциация говорит от имени 145 своих членов, которые поддерживают ее устав. Несомненно, в нее входят лидеры региональной экономики, формирующие львиную долю бюджета области. Но так или иначе рядом с ними еще тысячи хозяйствующих субъектов, которые тоже платят налоги в бюджет, но в ассоциацию не вступают. "ОПОРа России" и "Деловая Россия" - общественнополитические организации и юридически не зарегистрирваны в качестве объединений работодателей. Могу привести один пример, почти нонсенс. В Нижнем Новгороде достаточно эффективно работает совет директоров, но он нигде не зарегистрирован, следовательно права подписи, ответственности у него не существует. И мы заключить с ним соглашение как с объединением работодателей не можем.
В Нижнем Новгороде соглашение двустороннее, а не трехстороннее, как в области.
Виктор ЗЕЛЕНКЕВИЧ: - Возьмите нас третьей стороной, мы можем...
Михаил ОРЛОВ: - Я уж не говорю о Шахунье, Кстове и так далее. По большому счету получается, что федеральный закон об объединениях работодателей не востребован. Мы пошли на то, чтобы в рамках деятельности трехсторонней комиссии создать свое, нижегородское положение об объединении работодателей, разработали устав, отправили его во все органы местного самоуправления. Осталось только работодателям собраться, провести организационное собрание - и трехстороннее взаимодействие становится возможным.
С момента принятия федерального закона пошел третий год, и отсутствие его влияния в муниципальных образованиях уже вызывает тревогу.
Виктор ЗЕЛЕНКЕВИЧ: - В районах действительно не считают, что это основы работы.
Кое-где нам совместно с облсовпрофом все-таки удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Сейчас нет вопросов по Бору, Арзамасу, Павлову.
Понять работодателей можно. Для того чтобы зарегистрироваться, нужно подготовить все бумаги, принять на работу директора, бухгалтера, встать на налоговый учет, арендовать офис - и пошлопоехало. И, разумеется, нужны деньги на ведение дела. Это, конечно, пугает людей. Поэтому и предпочитают они оставаться общественными организациями, как городской совет директоров или ассоциация предпринимателей Автозаводского района. Отлично работает ассоциация защиты интересов малого бизнеса, но... Все, что я говорил раньше, играет роль барьера на ее пути. Мы понимаем, что останавливаться, однако, нельзя, надо двигаться вперед.
Виктор НЕФЕДОВ: - Я думаю, что взаимодействие власти, бизнеса и некоммерческих, негосударственных организаций нужно не само по себе, а для решения социальных вопросов. Разница между богатыми и бедными продолжает увеличиваться, а социальные проблемы остаются такими, какими были. И это беспокоит нас, представителей фондов, которые занимаются перераспределением национального богатства. Другого пути в развитии общества, как ненасильственное перераспределение в пользу благотворительности и решения социальных вопросов, просто нет.
Михаил ОРЛОВ: - Налоговые органы тоже занимаются перераспределением...
Виктор НЕФЕДОВ: - Это другое, налоговая система решает государственные задачи. Нам же важно понять, что если мы не будем заниматься какими-то социальными вопросами, государство их точно не решит. И здесь настораживают попытки заняться этим "от души". Сегодня у меня душа нараспашку - я даю несколько миллионов на благотворительность, завтра плохое настроение - забрать обратно не заберу, но кто-то другой не получит ни копейки. Сейчас разрабатывается закон о капитализации некоммерческих организаций. То есть законом им давалось бы право накапливать на счетах базовый капитал, деятельность НКО осуществлялась бы только на проценты от капитала. Процесс формирования системы, конечно, небыстрый, на Западе некоторые фонды к решению крупных задач шли десять - пятнадцать лет. В Соединенных Штатах Америки сейчас насчитывается восемь тысяч фондов. Из них шесть, например, занимаются кардиологическими проблемами, причем профессионально. Каждый собирает с предпринимателей примерно два миллиона долларов в год, которые кладутся на депозит.
Процентные ставки, кстати, там совсем другие - 1,8 процента, к примеру. Свою деятельность фонды планируют только вот на эти проценты.
Хочу высказаться вот еще по какому поводу. Иногда в средствах массовой информации звучит призыв помочь тому или иному больному. Один из последних сюжетов из этой серии крутится на телеканале - не буду говорить, на каком. Человек сломал позвоночник, и ему срочно нужна дорогостоящая операция. Сбор денег таким образом во всем мире запрещен категорически: невозможно проверить, куда пошли средства. Заниматься такого рода помощью должны профессионалы.
Ольга НОСКОВА: - Значит ли это, что нужны не только законы, побуждающие к благотворительности, но и законы, ограничивающие право ею заниматься?
Виктор НЕФЕДОВ: - Абсолютно верно. Если мы говорим, что бизнес не должен брать на себя какието функции, то это значит, что есть организации, которые готовы взять их. Фонды Потанина, Зимина и другие - они уже работают по такому принципу, заказывают проекты, ведут контроль, осуществляют мониторинг... Нина ОТДЕЛКИНА: - Очень эффективный метод распределения средств - конкурсы. Мы таким образом в сфере поддержки семьи, женщин и детей освоили за последние три с половиной года пять с половиной миллионов рублей внебюджетных средств. Проверяя, как работают эти средства, мы видим, что по-семейному обустраивается жизнь в приюте для детей - это главное, что привлекло нас еще в проекте, и его авторы выиграли грант на конкурсе. А дальше становятся возможны и какие-то законодательные акты, утверждающие подобную систему поддержки детства. Кстати, некоммерческие организации являются очень хорошими общественными экспертами при подготовке новых законов - это подтвердила практика последних лет. И, конечно, очень важно поддерживать те некоммерческие организации, которые работают очень эффективно с деньгами предпринимателей, реализуют интересные социальные программы.
Игорь НОРЕНКОВ: - Приходится констатировать факт, что организации предпринимателей создаются для того, чтобы решать свои узкие задачи, вернее, задачи, поставленные узким кругом людей. Все вопросы, с которыми они обращаются к нам, связаны с ведением их деятельности - административные барьеры, налоговое законодательство и так далее. Но все-таки именно бизнес дает налоги в бюджет, на которые исполнительная власть решает какие-то социальные вопросы. Учитывая это, наше министерство пытается направить внимание предпринимателей и на решение социальных проблем.
К примеру, при рассмотрении проектов, кредиты на реализацию которых могут быть выданы с компенсацией процентной ставки, рекомендуется определенный уровень средней заработной платы, принимается во внимание участие малого бизнеса в муниципальных социальных программах и так далее. Разговаривать с предпринимателями, как мне кажется, нужно на их языке. Они взялись за бизнес, чтобы извлекать прибыль, рискуя, кстати, всем своим имуществом.
Вложил рубль - отдачу получил два рубля. Инвестированный сегодня рубль даст через некоторое время рубль бюджетный, и пусть государство исполняет социальную функцию, пока предприниматель не дорос до понимания, что это и его функция.
Даже если он и делает что-то в плане благотворительности, он зачастую не хочет, чтобы это обсуждали принародно.
У нас накопилось много фактов бескорыстной помощи детским домам и другим центрам социальной защиты населения, но это факты, так сказать, для служебного пользования. И между прочим, по церковным канонам, та милостыня ближе Богу, которая подана не напоказ.
Ольга НОСКОВА: - Есть как минимум два основных пути совершенствования отношений власти, бизнеса и некоммерческих организаций. Первое - это активизация действующих механизмов, например внесение поправок в действующие законы, хотя я сама и против каких-то преференций для благотворительности, поскольку она должна быть сугубо добровольной. То новое, что появляется во взаимоотношениях власти, бизнеса и некоммерческих организаций, это Общественная палата. Не прозевайте момент ее формирования, чтобы представить в ней свои интересы. Если в палату войдут люди авторитетные, уважаемые, значит, она будет иметь большой вес в обществе.