Как и одноименный советский мультфильм Гарри Бардина, фильм «Летучий корабль» (режиссер – Илья Учитель) снят по мотивам русской народной сказки из афанасьевского сборника. И вот – новое прочтение. Снабженный дополнительными персонажами и рассказанный современным языком, сюжет утратил архаичность и заиграл новыми красками. Получилось остроумно, захватывающе, романтично!
В подвешенном состоянии.
В ролях – Александр Метелкин, Ксения Трейстер, Андрей Бурковский, Леонид Ярмольник, Полина Гагарина, Федор Добронравов, Сергей Гармаш и другие. Фильм насыщен чудесами, яркими красками, танцами, песнями, причем все артисты поют сами, за исключением главной пары героев. Вокальные партии Ивана и Забавы исполняют Feduk и Анна Пересильд.
Нижегородская предпремьера состоялась в «Синема Парк Седьмое небо». Присутствовавшая на событии столичная гостья Марина Кошевая, главный редактор киностудии «Союзмультфильм» приоткрыла тайны съемочной «кухни» и рассказала корреспонденту «Нижегородских новостей» некоторые подробности.
– Несмотря на то, что «Летучий корабль» – традиционное актерское кино, без компьютерных технологий уже не обойтись. Тем более при создании сказки со спецэффектами. На что бы вы обратили здесь внимание зрителей?
– В соответствии с названием и сюжетом, в этом проекте очень много летают. Много персонажей и летающих, и летучих, и всё это снималось с применением разных технологий. Актеры провели долгие часы буквально в подвешенном состоянии – на тросах. Затем все это тщательно подчищалось в кадре.
– Что стало самым сложным?
– Эпичная финальная сцена сражения летучего корабля с войском Полкана. Она снималась в три этапа на протяжении полутора лет. Там много людей, много объектов и задействовано много всяких компьютерных технологий.
– Роскошны прически, мейк, костюмы. Они постоянно меняются и не просто привлекают внимание, но порой даже отвлекают: начинаешь их рассматривать в ущерб основному действу. Например, невооруженным глазом заметны стилистические элементы Harley-Davidson в облачении байкера Соловья-Разбойника. И вообще, культурологических отсылок и цитат – много, и узнаваемых.
– Костюмы – наша гордость! Они выполнены преимущественно из шуйского ситца, в фасонах присутствуют мотивы традиционной вятской и дымковской глиняной игрушки. В качестве узоров было разработано около 300 разных современных принтов, многие – со смыслами. Например, на костюмах богатого воеводы Полкана – принты денег разных эпох и народов. У Короля, роль которого исполнил Леонид Ярмольник, один из костюмов украшен принтами фото Леонида Ярмольника.
– Видел ли фильм Гарри Бардин?
– Нет, Гарри Яковлевич фильм еще не видел, но он приглашен на премьеру, и мы надеемся, что ему понравится.
Больше фильмов, хороших и разных.
– Марина, долгое время «Союзмультфильм» был естественным монополистом по производству разнообразной анимационной детской продукции в стране. Но времена изменились. Как сейчас, в новом контексте, чувствует себя киностудия?
– До того, как «Союзмультфильм» возглавила Юлиана Слащева, мы находились в достаточно непростом состоянии. Как и все остальные. Но через семь, восемь лет ее руководства мы вышли в лидеры по количеству произведенного контента, по количеству минут и по количеству производимых сериалов, фильмов и всего прочего. Мы чувствуем себя очень уверенно.
– Каковы современные тенденции в анимации?
– Одна из наших главных целей – делать проекты, которые объединяют поколения. Рассказывать старые добрые истории на современный лад, современным языком, чтобы наши дети полюбили то, что любили наши родители. Но перемены происходят не только в области «новых слов». Общая тенденция связана с изменениями в области зрительского восприятия. Время ускорилось.
– Пересматривая старое кино, которое обожала в детстве, ловлю себя на мысли, что оно ужасно, раздражающе медленное…
– Вот именно. А новым зрителям тем более нужен новый темпоритм.
– Делает ли киностудия акцент на конкретном жанре: короткий метр, полнометражные ленты, сериалы?
– Мы во все направления вкладываемся по максимуму. Сейчас у нас идет 12 сериалов для детей и еще 18 находятся в разработке. Выходят полнометражные проекты, сопартнерские и собственные. Не забываем про авторскую анимацию: на студии есть целый этаж, где работают в разных техниках – кукольной, пластилиновой, перекладной... Эта отрасль некоммерческая, ее продукция не выходит в массовый прокат, но с ней мы побеждаем практически на всех фестивалях анимационных фильмов. Скажу больше: «Союзмультфильм» – одна из немногих студий, которая поддерживает авторское направление.
– Сегодня, по общему признанию, время сценарного кризиса. Все единодушны в том, что очень мало классных оригинальных идей, и потому эксплуатируются хиты прошлого, снимается много ремейков. Как в этом плане обстоит в сфере анимации? Быть может, вас заваливают предложениями?
– Действительно, сейчас время ремейков, и не только в России, а вообще во всем мире. Практически все продолжают уже полюбившиеся истории, так что тут мы в общемировом тренде. Вместе с тем имеет место творческий кризис, кризис сценаристов. Конечно, к нам поступает масса писем. Мы все внимательно прочитываем, но отсев колоссальный. Как руководитель редакции могу сказать, что открывать новые звездочки непросто. Постоянно проводим курсы, ищем таланты, и если замечаем хотя бы искорку, то встречаемся с этими людьми и пробуем с ними работать.
– Технологии не стоят на месте. Сейчас сделать кино – пусть не слишком высокого класса, но уже более-менее пригодное к показу – можно в домашних условиях, и эта параллельная, альтернативная вселенная будет развиваться. Не создастся ли тут конкурентная ситуация с оттоком части зрителей?
– Никакого оттока не произойдет. Во-первых, разнообразие – это хорошо, оно всегда на пользу индустрии. Во-вторых, классически выстроенные, профессионально сделанные проекты по-прежнему будут привлекать массового зрителя. Разумеется, процент нового, «независимого», авторского кино на видеоканалах будет возрастать, но и это нам выгодно. Ведь развитие технологий дает простор для творчества и развития. Если человек попробовал себя в видеороликах, видеоблоггинге или анимационных экспериментах и понял, что ему это нравится, то он будет продолжать и, скорее всего, профессионально. Говоря иначе, когда все эти независимые авторы подрастут, они придут к нам и мы их начнем учить, как делать правильно.
Мария Федотова.