Связаны одной целью. Семейный бизнес представляется перспективным направлением экономики

Связаны одной целью. Семейный бизнес представляется перспективным направлением экономики

«Раньше нас не называли семейным бизнесом, мы просто занимались любимым делом», – рассказала на межрегиональном форуме семейных предпринимателей, прошедшем в Нижнем Новгороде, Елена Щипанова. Она, начиная с 1988 года, возрождает промысел семейной гончарной мастерской Щипановых, который известен на нижегородской земле производством чернолощеной керамики.

Продукция находит потребителя.

Ремесло зародилось в селе Казариново Большеболдинского уезда Нижегородской губернии еще в XVI веке, но к XX веку было утрачено. Елена Васильевна с мужем по старинной технологии стали изготавливать чайники, вазы, кофейные и чайные сервизы, подсвечники, аромалампы, свистульки, окарины, церковную утварь и многое другое. И эти штучные вещи, которые подпадают под статус народно-художественного промысла, продавали на улице Большой Покровской в областном центре.

Теперь их работы, которые завоевали множество наград на международных и всероссийских выставках, хранятся в частных коллекциях не только в России, но и в Испании, Германии, Чехии, Финляндии и других странах. А чернолощеной керамикой продолжают заниматься, по словам Елены Щипановой, не только ее дети, но и внуки, и даже правнуки, которых у нее двое, а ждет еще третьего. Проводит мастер-классы по изготовлению керамики ее сноха. И спрос на изделия семейной мастерской Щипановых только увеличи­вается... 

Открыла восемь лет назад свою мануфактуру шоколада «Шоко Мастер», где работают и ее домочадцы, Наталья Слепнева из Кстовского округа. По ее словам, она готовит вкусное лакомство из какао-бобов по технологии конца XIX – начала XX века. Рецепты брала из старинных книжек и долго апробировала. Теперь конфеты и шоколад из ее «мастерской» можно попробовать в нижегородских ресторанах, кафе и барах. 

– Хотелось бы выйти на крупных корпоративных заказчиков, – делится своими планами Наталья. – Чаще участвовать в ярмарках, а также создать свою кондитерскую, где гости города и горожане смогут попить чай и кофе с нашими шоколадными изделиями.

Татьяна Горбань из села Елховка Кстовского округа тоже специализируется на кондитерских продуктах ручной работы. Но только на своем микропредприятии «Медовик» она готовит торты, печенье, пирожные по рецептам, которые передали ей бабушки. 

– В современном мире стало очень сложно найти что-то настоящее и натуральное, – говорит она. – Не стали исключением и кондитерские изделия. Поэтому все больше людей отдают предпочтение именно домашней выпечке и тортам, которые нам заказывают.

В традициях Нижнего.

По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства региона Максима Черкасова, Нижегородской области есть чем гордиться, она всегда была кузницей семейных династий, таких, как Бугровы, Башкировы и многие другие. И сейчас по поддержке семейного бизнеса регион идет впереди всей страны. Именно Нижегородская область, как заметила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Елена Дыбова, которая приняла участие в II Межрегиональном форуме семейных предпринимателей, стала первым регионом, где принят закон о семейном предпринимательстве. 

С октября 2021 года, как рассказал генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Иван Разуваев, у них работает Центр семейного бизнеса. Также при ТПП создан и ведется реестр семейных предприятий, которых в настоящее время насчитывается 397. Многие из них активно участвуют в выставках-ярмарках, а также других региональных меропри­ятиях. 

– В 2023 году мы совместно с Торгово-промышленной палатой Нижегородской области попробовали провести «Дни поставщика» для семейных компаний, – рассказал Максим Черкасов. По его словам, они заключили с крупными заказчиками договоры на 60 млн рублей. – В общем объеме – это немного, но для семейного бизнеса – это хороший показатель.

И то, что семейные компании заключают договоры с крупными предприятиями, говорит о том, что они выпускают качественные продукты, считает министр. Правда, большинство из них являются представителями малого или среднего бизнеса, поэтому не всегда готовы брать на себя большие заказы.

Закон расставит акценты.

Это подтвердила в своем выступлении вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Елена Дыбова отметила, 75 процентов малого и среднего бизнеса – это семейные компании. Вклад их в развитие страны огромен. Они выращивают 99 процентов фермерской продукции. Ими основаны 95 процентов частных школ и садиков, 85 процентов предоставляют досуговые услуги, например, в спорте, фитнесе. 

Причем, по статистике, 85 процентов индивидуальных предпринимателей имеют оборот менее 10 млн рублей в год, от 10 до 20 млн рублей – только 6 процентов компаний. Есть проблема в России с выживаемостью вновь открытого бизнеса. Большинство компаний закрывается, не успев развернуться, 55 процентов предпринимателей знают о мерах поддержки, но почти половина из них считает их не эффектив­ными. 

Остро стоит для бизнеса и кадровый вопрос. Интересно, что сокращается число занятых на производстве, в том числе за счет перетока в сферу самозанятости. Часто и сами предприниматели регистрируются как самозанятые, что, по мнению Елены Дыбовой, создает диспропорции в экономике. 

– Торгово-промышленная палата России на протяжении последних лет ведет большой федеральный проект по поддержке семейного бизнеса, – сообщила она. – Именно мы первыми убедили правительство в том, что семейный бизнес – очень важная составляющая часть экономики.

Причем семейный бизнес выгоден, в том числе и власти, поскольку дает экономике идеи и рабочие места. А также связывает свое будущее с местом, где проживают члены компании. Как правило, включенные в семейное дело молодые люди остаются у себя в регионе. 

Понятие «семейное предпринимательство» закрепили законами пока только восемь регионов страны, среди них Нижегородская область. У нас же имеются и конкретные программы по поддержке семейного бизнеса. В то же время, по словам Максима Черкасова, очень важно принять федеральный закон, где необходимо предусмотреть льготные налоговые режимы по аналогии с IT-индустрией. На то, что такой закон появится в этом году, в Год семьи, надеется и Елена Дыбова. Тогда, по ее словам, компании получат долгожданную финансовую поддержку и льготы по ведению бизнеса. О том, что такой запрос есть, говорили на форуме и сами предприниматели. 

– Мы непростительно долго рассуждаем, есть или нет семейное предпринимательство, – сообщил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Сергей Морозов. – К сожалению, много чиновников вспоминают о нем, когда появляется проблема, например, ковид или экономический кризис.

Депутат выразил уверенность, что в этом году федеральный закон будет принят. По его словам, семейное предпринимательство – это важнейший, но пока недооцененный резерв развития экономики страны. Оно позволяет гибко реагировать на потребности рынка. 

Светлана Муратова.



Следите за нашими новостями в удобном формате