«Большие гастроли» театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) прошли на сцене Нижегородского театра драмы имени М. Горького. Четыре дня, с 11 по 14 апреля, петербуржцы играли в Нижнем Новгороде, в непривычных условиях, спектакли по известным произведениям мировой драматургии и пьесам второй половины ХХ века.
Мы – к вам, вы – к нам.
Как рассказали гости перед началом гастролей, они привезли свои лучшие спектакли, но также ориентировались на технические возможности принимающей стороны, поэтому часть постановок, изначально предназначенных для камерного формата, была показана на большой сцене.
С «Балтийским домом» нижегородцы давно знакомы: его труппа не раз приезжала на театральный фестиваль имени М. Горького (и получала заслуженные награды), а в советские годы, когда театр носил имя Ленинского комсомола, имели место масштабные гастроли, длившиеся целый месяц.
В те же дни, с 11 по 14 апреля, наш драмтеатр выступал в Санкт-Петербурге. Подобный обмен сценами необходим и полезен для обеих сторон, как глоток свежего воздуха, возможность проверить свои спектакли на новом зрителе и восполнить силы новой энергией.
Фарс по Пушкину.
Открыл театральный марафон истинно петербуржский по духу, премьерный спектакль «Пиковая дама», поставленный к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. С Нижним Новгородом это произведение, написанное во время Болдинской осени писателя, роднит еще и прообраз старухи – княгини Голицыной, чья дочь жила в усадьбе Строгановых (на улице Рождественской). Режиссер Наталья Индейкина подготовила для постановки собственную инсценировку и подобрала музыкальное оформление, а художник Елена Вершинина разработала костюмы и эффектную сценографию с анимацией и световым решением.
Оригинальный по форме, мистический, плутовской анекдот о трех картах многих зрителей смог удивить и шокировать. В действии появился даже автор – Некто в крылатке (Иван Капорин) – азартный игрок, оставивший после себя множество долгов, которые выплатил после его смерти царь Николай I, эпизодически появившийся в эпилоге.
Специфический грим – маска смерти на выбеленных лицах персонажей (живых мертвецов) – усиливал впечатление безумства и страсти. Но не любовь к простодушной Лизе (Виктория Зайцева), а вожделение к игре испытывал Германн (Дехиар Гусев), за что и поплатился. Роковой выбор расчетливого немца был предопределен судьбой, и просьбу Графини (Валентина Виноградова) он не исполнил. Так историческая драма превратилась в жестокий фарс, где никого не жаль и никто от губительной зависимости сам не откажется.
Пираты, принцы, Дед Мороз.
Продолжились гастроли комедией положений «НеПлохие парни» (по известной пьесе Камолетти «Боинг-Боинг») режиссера Дмитрия Петруня. Понятный любому зрителю юмор, пикантная ситуация с тремя невестами и эксцентрика от актеров, игравших на сцене и в зале, обеспечили спектаклю безусловный успех.
Кроме спектаклей «для взрослых» была в афише еще и приключенческая постановка – «Остров сокровищ» – для семейного просмотра. Сокращенная версия романа Стивенсона о путешествии мальчика Джима от режиссера Анатолия Дубанова – это ироничный «роман воспитания». Каждый зритель вспомнил свои представления о пиратах, а дети узнали в главном герое самих себя.
Популярная пьеса Червинского «Счастье мое» в постановке хорошо известного у нас режиссера Искандера Сакаева – это пронзительная «история о счастье», с приставкой «ретро». События, случившиеся в ботаническом классе провинциальной школы, между деятельной Викторией (роль – безусловная удача Виктории Зайцевой) и нерешительным Семеном (Олег Коробкин), разыграны с приемами утрированной театральной условности. Параллель между пионервожатой и героиней проецируемой киносказки «Золушка», вышедшей в том же 1947-м году на экраны, порой кажется слишком буквальной. Только ее любовь по плану не закончилась свадьбой, а «принц» оказался трусом. Впрочем, грустному подтексту тут не место – поколение, пережившее войну, живет будущими победами. Герои драмеди получились настолько живыми, что им веришь: стыдно быть несчастливыми вопреки всему.
Завершил гастроли бенефисный спектакль «Семья в подарок», где в роли Софьи Ивановны на сцену вышла 95-летняя легендарная народная артистка Татьяна Пилецкая. Пьеса Птушкиной «Пока она умирала» в постановке режиссера Юрия Цуркану стала новогодней сказкой о чуде. Сентиментальная и оптимистичная история подарила нам утешение и веру в любовь, которую можно обрести в любом возрасте, а встретить Деда Мороза, если повезет – в собственном подъезде.
Актеры продемонстрировали отличную театральную школу и мастерство, восхитили профессиональной готовностью играть классику и экспериментировать. Ждем встречи с ними вновь!
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром драмы.