Как известно, «весь мир – театр, а люди в нем – актеры». А вот все вместе – это забавный балаган, убеждает одноименная весенняя премьера нижегородского театра «Комедiя». Особенно, если местом действия становится сарай, и все идет не по плану.
Обратная сторона искусства.
Популярную пьесу американского драматурга Чарльза Мори ставили сотни раз по всему миру. Уже около десяти лет она идет на российских подмостках – на московскую премьеру приезжал аж сам автор. И вот теперь «Балаган» играют у нас. Как объяснял драматург суть произведения, она «о людях театра, о тех, кто предан театру и стремится делать на сцене все возможное вопреки обстоятельствам». Какой стала любовь к театру по-нижегородски в постановке режиссера Ирины Пахомовой, мы увидели в числе первых.
Гимн актерской профессии начинается с кастинга в маленький провинциальный, но все же репертуарный театр. Он работает только четыре месяца в году, пока тепло, потому что его дощатые стены и крыша давно в прорехах. Но они стараются не унывать, ведь сквозь естественные щели сцену освещают звезды и Луна, а сквозняк становится естественным кондиционером.
И за эти природные условия не нужно платить – одни преимущества. К тому же, так программки лучше продаются: зрители ими отбиваются от насекомых. В бывшем коровнике разыгрываются настоящие драмы и нешуточные страсти (по трем репетируемым пьесам и в жизни артистов).
С чего начинался театр в Америке, не раз напоминает зрителям проекция на декорации, кадрами старой кинохроники. К чему пришел – говорит с горькой иронией один из персонажей, самоуверенный «Актер Актерович» Вернон Волкер (Дмитрий Ерин): востребованы лишь мюзиклы на Бродвее, да и безработных актеров сейчас намного больше, чем вакансий в труппах. Вот и берутся они за любую работу, роли и держатся за возможность выходить, на какую угодно, но сцену. И кто осудит их? Только они же – сами себя, за то, что многие не выдержали, бросили творчество и выбрали «нормальную» профессию.
Модный ныне прием «театр в театре» погружает нас в закулисный мир со сцены знакомства обаятельного молодого актера Джона Морриса (Антон Седов) с неистовым худруком Гордоном Пейджем (Иван Гапонов). Вместе с ними мы находимся на распутье. Чего ждать от таких «заманчивых» перспектив – заниматься искусством в сомнительных условиях или уехать и стать юристом? Все произошедшее после – плод воображения или анекдот с капустником, в результате которого мы познакомимся со всеми сотрудниками театра, а в финале сделаем вместе с ними главный выбор.
Из жизни артистов.
Кое-как собранный «балаганный» коллектив старается экономить на всем и ставит одновременно три спектакля: мистический триллер «Дракула», комедию с переодеваниями «Здравствуйте, я ваша тетя!» (адаптированное для России название пьесы «Тетка Чарлея») и трагедию «Гамлет». Что выйдет из такого «салата», нетрудно догадаться – вместо высокого искусства получится фарс. И чем серьезнее они будут играть, тем смешнее получится результат. Это показала и сама премьера – из бытовой производственной ситуации – репетиции, вначале лишенной драматургического конфликта, во втором акте затянувшееся ожидание зрителей было сполна восполнено обилием гэгов и курьезных случаев.
Каждый герой здесь – узнаваемый типаж со своей историей. Строгий заведующий труппой Крэг Конлин (Дмитрий Кальгин) контролирует карандаши и рад минимальной прибыли. Прообраз театрального художника Генри Миллса,
а в данном случае Андрея Климова, создавшего прекрасные костюмы к спектаклю, воплотил Алексей Капралов. Взбалмошный режиссер Сюзанна Хантсмен (Надежда Ковалева), альтер эго постановщика, заводит всех своей фантазией, а энергией сметет любого. Пародия на актеров – заикающийся нелепый Тайлер Тейлор (Руслан Строголев) и девица без комплексов Мери Пьер (Мария Оболенская) – найдут свое счастье, впрочем, как и деятельный помощник режиссера Сара Маккей (Юлия Лыкова). Парочка немолодых партнеров: Ричфилд Хоксли (Николай Пономарев) и Дейзи Коутс (Марина Вязьмина), трогательны в нежности друг к другу, с заботой, согревающей сердца.
В спектакле заняты два полноценных состава артистов, ради которых стоит посмотреть «Балаган» дважды. Высокий и низкий жанры перемешались, чтобы научиться смеяться над проблемами в непростой жизни. 16+
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.