Нижегородский академический театр кукол в апреле принимал гостей – Санкт-Петербургский театр марионеток имени Деммени. Театры связывает не только федеральная программа «Большие гастроли», но еще и общая история.
Гулливер Шестнадцатый.
Основатель уникального театра в Санкт-Петербурге – Евгений Деммени – был учителем первого художественного руководителя Горьковского театра кукол, Татьяны Яворовской. Наш театр впитал заложенные век назад основы петербургской школы, хотя давно уже развивает свое направление и также является хранителем традиций владения верховой тростевой куклой.
О первых спектаклях, поставленных в 1920-1930-х годах, напомнила выставка специально привезенных раритетных кукол, организованная в фойе. Вместе с актерами они участвовали в записи первых советских телеспектаклей, оказались в эвакуации, во время Великой Отечественной войны, а затем вновь играли в спектаклях для ленинградцев.
Открыл гастроли легендарный спектакль «Гулливер в стране лилипутов». Он был поставлен в 1936 году и долгое время оставался в репертуаре, а затем, спустя десятилетия, его восстановили. По сохранившимся чертежам воссоздали в полной точности. Новый «Гулливер» успел пережить непростые времена, в нулевые годы, а сегодня для него неожиданно наступил настоящий ренессанс. Билеты быстро раскупают, публика любит этот спектакль, а в театре его считают своей «визитной карточкой».
Нынешний исполнитель главной роли, актер Алексей Мельник признался, что он уже 16-й Гулливер из всех ранее игравших этого персонажа. Основной рисунок им был сохранен, но артистическая подача, эстетика у спектакля уже иная, более современная.
Сказки для детей и взрослых.
Для многих юных зрителей в первый день состоялось тройное знакомство: с театром, необычными куклами и произведением. Надо учитывать, что родной петербургский зал в два с лишним раза меньше нижегородского, поэтому гостям пришлось очень постараться, чтобы захватить внимание наших непосед.
Зеркало сцены в театре марионеток представляет собой небольшой портал, внутри которого зрители видят уменьшенные мизансцены и низовых кукол, управляемых за нити сверху. А в случае с Гулливером иногда «в кадр» помещается только нижняя часть его тела, если актер стоит. Такое сочетание – мир глазами лилипутов, «живой» план и куклы – идеально подошло к фабуле сатирического произведения Свифта. Органично смотрелось и взаимодействие между персонажами, с юмором проиллюстрированные события.
За следующие два дня театр Деммени убедил нижегородцев, что в его репертуаре имеются не только «музейные» постановки, и не обязательно исключительно марионеточные.
В спектакле «Сказка о глупом мышонке» действие развернулось в библиотеке, где живет непоседа, мечтающий о путешествии по морям и странам. Хоть у нас в театре есть уже свой «Айболит», но привезенный оказался ничуть не хуже, к тому же, дополненный местным колоритом. Так, действие начинается со встречи Танечки и Ванечки с Продавцом пряников в Таврическом саду, а заканчивается в Африке. В начале сентября нижегородский театр выступит ответно на петербургской сцене – там смогут оценить наши новые постановки. 6+
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.