Знакомьтесь: Анастасия Андреева, гид-экскурсовод по Нижнему Новгороду и Нижегородской области. Первый аттестованный гид Нижегородской области. Окончила истфак ННГУ, долгое время трудилась в туристической отрасли и поняла, что хочет работать экскурсоводом. Чем и занимается сейчас с большим успехом.
Совместно с Заповедными кварталами разработала и реализует атмосферную прогулку по старинным улочкам –новую экскурсию «Дела сердечные». Премьера, приуроченная к Международному женскому дню, имела отличный коммуникативный эффект и сейчас включена в круглогодичный экскурсионный календарь.
Приятно познакомиться.
– Анастасия, о чем ваша экскурсия?
– Я поднимаю тему любви и свиданий в широком смысле этого слова, тему отношений и нравов. Рассказываю, где знакомились и как общались нижегородцы в XIX веке. Зачитываю отрывки из писем и воспоминаний очевидцев. Немного касаюсь историй любви известных нижегородцев – словом, делаю акценты на самом интересном.
– Любопытно: каковы были правила этикета полтора, два века тому назад?
– В чем-то они отличались от современных, а в чем-то были похожи. В целом правила были достаточно строгими, но это способствовало, на мой взгляд, формированию более гармоничных и долговременных отношений. Что называется, «один брак на всю жизнь». Я считаю, это очень важно и в наше время.
Что касается правил поведения, то помимо безусловных, витающих в воздухе норм морали и нравственности, часто эти правила публиковались в виде сборников наставлений, научений, советов на разные случаи домашней и общественной жизни. Таких книг было очень много. Пользовались особенной популярностью и неоднократно переиздавались «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений» Юрьева и Владимирского.
Правила поведения были достаточно строги. Из простых примеров – девушкам не разрешалось выходить из дома без спутников. На базар, в лавку, тем более на званый обед ее должны были сопровождать родственники: муж, брат, родители. Если девушка, женщина перемещалась по городу в одиночестве, то это могло вызвать определенные вопросы.
Девочки-гимназистки – а в Нижнем Новгороде было достаточное количество гимназий, государственных и частных – не могли так вот просто взять и выйти погулять. Если их и выводили на улицу, то только всем классом. Гимназистки шли парами, а рядом непременно были их строгие наставницы, воспитательницы.
–То есть, получается, девушки находились под постоянным надзором? А как же они знакомились с молодыми людьми?
– Да, сейчас молодежь знакомится друг с другом легко и на равных правах, но раньше все было совершенно иначе. Познакомиться так вот запросто возможно было в сословиях попроще, например, в крестьянской среде, где специально устраивались вечерки и сходки, проводились совместные праздники. Девушки демонстрировали свои наряды и украшения, парни показывали силу и удаль в танцах, а совместные игры сближали молодежь.
Лица с более высоким социальным статусом, согласно нормам приличия, для начала должны были быть представлены друг к другу, например, через родню или на специально организуемых балах, ужинах, обедах. Именно там можно было познакомиться с новым человеком. Что интересно, подобным образом знакомили друг с другом и детей, подростков: устраивались специальные детские балы. Как известно, Пушкин впервые увидел свою будущую супругу именно на детском балу, который проводил танцмейстер Петр Йогель.
Встречи, приемы и прочие светские мероприятия были в каждом крупном губернском городе. Разумеется, проводились они и в Нижнем Новгороде.
– Итак, первое знакомство состоялось, молодые люди приглянулись друг другу. А что дальше? Предполагался ли правилами приличия какой-либо совместный добрачный досуг?
– О, взаимный интерес был делом последним… ну, или предпоследним. Выбор делали не будущие супруги, а их родители, и внешняя привлекательность не стояла во главе угла. Касаемо мужчины – смотрели, чтобы он был здоров, состоятелен, имел за плечами службу в армии, титулы и награды, был знатного рода и принят в обществе. Девушка – да, должна была быть хороша собой и юна, но не менее важным считалось происхождение и наличие достойного приданого. Говоря иначе, в приоритет ставились вопросы экономической направленности, чтобы брак мог послужить на пользу обоим родам, возвеличить их. Мнение жениха и невесты могло быть учтено, но чем глубже в историю, тем реже это происходило.
– То есть полтора века назад ни погулять, ни на свидание сходить у приличных молодых людей вообще шансов не было?
– Ну почему же. В XIX веке на Нижегородской ярмарке от главного ярмарочного дома до собора – до Спасского Староярмарочного собора, где сейчас Ярмарочный проезд – шла так называемая модная аллея. Там продавались различные лакомства, стояли модные лавки с одеждой и украшениями, было чисто, приятно пахло. Рядом, вдоль Бетанкуровского канала, не существующего ныне, тянулись променады. И вот там-то, начиная с полудня, прогуливались барышни, демонстрируя новые нарядные платья и шляпки, туда съезжались красивые молодые люди в щегольских экипажах. Там собирались желающие познакомиться, найти свою судьбу и создать семью. Об этом есть обстоятельное упоминание в «Очерках бытовой истории Нижегородской ярмарки», написанных Андреем Мельниковым, сыном Павла Мельникова-Печерского.
Нежность в каждом слове.
– В «Делах сердечных» вы касаетесь биографий знаменитых жильцов Заповедных кварталов и даже цитируете их письма. Необычно! Расскажите, пожалуйста, об этом?
– Часто в обилии строгих исторических фактов теряется самое главное. Гораздо ярче эпоху показывают люди. К примеру, в письмах Максима Горького его будущей супруге Екатерине Волжиной столько нежности! Он сообщает: «Я тебя люблю – вот что я пишу всеми буквами азбуки». Или вот еще одно письмо: «…Моя муза и родина, моя мать и сестра. Все, чего я искал, чего у меня не было, чего я всегда хотел и что, наконец, я, кажется, нашел в тебе». Это трогательные и, вместе с тем, очень сильные строки.
Маршрут экскурсии проходит по улице Короленко. Там, в нынешнем доме 11 Б жил Горький. В соседнем доме в другое время проживал сам Владимир Галактионович. На той же улице в доме под номером 38
некоторое время жил Адам Богданович. Кстати, он был в родстве с Горьким: писатели женились на сестрах Волжиных. Супругой Алексея Максимовича стала Екатерина, а Богданович сочетался вторым браком с ее сестрой Александрой.
Трепетное, теплое, галантное отношение Богдановича к невесте нашло отражение в его письмах, и я вижу эти письма образцом объяснения многих смыслов совместной брачной жизни для юных девушек того времени. Ведь Александра была тогда совсем молоденькой.
Тут необходимо пояснение.
Краевед Дмитрий Смирнов в книге «Картинки нижегородского быта XIX века» вспоминал, что девушек в гимназиях старались воспитывать изолированно от внешних влияний, и такая отчужденность от жизни приводила к выработке особого сентиментального мировоззрения.
В итоге на выходе из учебного заведения получалась, по его словам, «партия кандидаток в образованные жены, красневших при слове «мужчина» и падавших в обморок при виде мышонка».
И потому Адам Богданович, взрослый зрелый мужчина, не только признается Александре в любви, но и объясняет ей смысл брака и совместной жизни, говорит о таких вещах, как рождение детей и ведение хозяйства… Это невероятные строки!
Кстати.
О нравах и перчатках.
Упомянутый сборник Юрьева и Владимирского – книга, достойная прочтения и в наше время. Огромное количество страниц посвящено вопросам морали, не меняющимся с античности: любовь к Родине, уважение к себе подобным, умеренность, благородство и прочее преподносятся читателю как несомненные ценности.
Впрочем, достаточное количество рекомендаций пережили свое время и теперь могут вызвать лишь улыбку.
Разговор светской красавицы ведется на французском языке. Надо говорить так быстро и часто, чтобы издали казалось – горох сыплется. Если даже приходится говорить по-русски, то она должна не выговаривать звуков «р» и «л».
Разговаривая с мужчиной, особенно с холостым, барышня не должна смотреть своему собеседнику в глаза. Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника.
Лайковые перчатки всегда стоит предпочесть шелковым или фильдекосовым. Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома,
т. к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы.
Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак очень дурного тона.
К обеду всегда следует переодеться. Это очень хорошая привычка…
Мария Федотова. Фото tickets.zkvartaly.ru.