С утра пораньше мне на Telegram приходит сообщение от шефа: «Доброе утро!». Вроде бы ничего особенного, но такое общение явно выпадает за рамки нашей служебной субординации. Немного поразмыслив, отвечаю: «Доброе утро!». И все. Продолжаю работать, однако моя богатая фантазия начинает нарезать круги вокруг странного приветствия начальника. И, в силу профдеформации, все больше в криминальном направлении. В конце концов, не выдерживаю и спрашиваю: «Что-нибудь случилось?».
«У нас сейчас проверка будет проходить, начнут проверять сотрудников на наличие родственных или иных связей с людьми из списка экстремистов. У вас таковые имеются?»
«Среди журналистов ничего подобного быть не может. Но, если что, я на месте».
«Нам в любом случае от них скрывать нечего... Должен вам в течение дня позвонить. Его зовут Куликов Андрей Романович».
«ОК», – отвечаю я, и на этом наша переписка завершается. Если учесть, что это происходило спустя неделю после «Крокус Сити Холла», и к проверке связей, и к предупреждению отнеслась с пониманием.
В полшаге от разорения.
Часа не прошло, поступил звонок – не с незнакомого номера, а именно так: «Куликов Андрей», как будто он только что выскочил из моей «телефонной книжки».
«Ну, это их фээсбэшные штучки», – не удивилась я.
– У вас плотно дверь закрыта, нас никто не слышит? – вот с излишней конфиденциальностью он прокололся. И я поняла, что надо перезвонить шефу.
– А почему вы не приехали в редакцию поговорить об этом? – спрашиваю напоследок и набираю телефон начальника.
Конечно же, ни о каком Андрее Романовиче никто не слышал. У начальника, оказывается, взломали, или, говоря языком спецов, угнали аккаунт, и теперь подобные сообщения получали все, кто входил в круг общения обладателя адреса. Бог знает, до чего бы мы договорились с «Андреем Романовичем», какую бы информацию получил он от меня, если бы не мой многолетний опыт общения с сотрудниками госбезопасности всех уровней. Повторяю, это случилось сразу после «Крокуса», когда все мы были заточены на тему борьбы с терроризмом. Вот спросите себя, вы лично поверили бы в столь правдоподобное обращение?
По оценкам экспертов по информбезопасности, одной из главных угроз для пользователей интернета в ближайшее время станут атаки на их личные учетные записи
в мессенджерах. Действуют злоумышленники методами социальной инженерии, то есть собирают информацию из различных источников и используют против пользователей выводы, сделанные на основе этих данных.
Автор романа «Крестный отец» писатель Марио Пьюзо говорил: «Подлинный гений мошенничества должен любить тех, кого он провел». Какими бы изощренными и талантливыми (не будем умалять достоинства противника) ни были современные мошенники, они нас не любят. По крайней мере, только в Нижнем Новгороде на сегодня сотни тех, кого они обманули не по одному разу.
Да-да, звонят и без зазрения совести спрашивают:
– Вы стали жертвой мошенников? Мы поможем вам вернуть ваши деньги…
И начинают разыгрывать очередную комбинацию развода. Обидно, конечно, но почивший в Бозе создатель крупнейшей финансовой пирамиды Мавроди отчасти был прав, называя Россию «страной вечно непойманных воров». И другой уже писатель, Проспер Мериме, справедливо заметил: «Если человек вас обманул, он мошенник; если он обманул вас дважды, вы дурак».
Схема в действии.
Основной акцент в атаках на частных пользователей мошенники делают на взлом аккаунтов в популярных мессенджерах и соцсетях. В том числе в Telegram. В конце прошлого года была зафиксирована волна таких атак. К апрелю этого года она достигла апогея и зарекомендовала себя очень эффективной: население оказалось не готово к новым схемам.
Мой приятель получил от своей знакомой ссылку с просьбой проголосовать в конкурсе бальных танцев. Это одна из самых распространенных схем, как правило, речь идет о конкурсе, в котором принимает участие ребенок или иной близкий родственник. Нормальная, казалось бы, просьба, типичная для общения в соцсетях и мессенджерах, поэтому не вызывающая подозрений. Не денег же просят прислать – про это мы все знаем! Тем более, когда речь идет о детях, уровень бдительности сразу снижается… Пока приятель, человек технически образованный и, в отличие от меня, не особо эмоциональный, сходил по ссылке, мошенники получили доступ к его Telegram-аккаунту и разослали аналогичную просьбу по его контакт-листу. Позже выяснилось, некоторые из его знакомых получили сообщение с предложением перевести денег на банковскую карту.
– Это цепочка взломов, причем первые взломы содержали только просьбу проголосовать и переход на некий сайт. После взлома моего аккаунта уже пошли просьбы о перечислении денег, – рассказывает вполне продвинутый пользователь интернета.
Вместо комментария.
В минцифре предупреждают о главной опасности такого вида мошенничества: «При угоне аккаунта непонятно, скачивается ли при этом вся переписка и какие еще действия происходят».
О доступе к переписке пользователей, как одной из целей кибермошенников, говорят и эксперты «Лаборатории Касперского». В частности, «преступников могут интересовать личные данные, пароли и логины от различных учетных записей и документы, отправляемые пользователями самим себе, информация о банковских картах, личная информация, в том числе интимного характера». Отсюда вывод: не используйте мессенджеры в качестве хранилищ подобных данных!
Между тем.
К вопросу о бальных танцах.
Практически каждый современный пользователь интернета имеет личную страничку в одной, а то и нескольких социальных сетях, где можно переписываться с друзьями, делиться фотографиями и иной информацией. Однако от граждан, пользователей той или иной социальной сети, все чаще и чаще стали поступать заявления в полицию о мошеннических действиях неизвестных лиц, которые посредством социальных сетей от имени их знакомых обманным путем завладевают денежными средствами.
Так что же делать нам, простым гуманитариям? На этот вопрос отвечает специалист по информационным технологиям Нижегородского компьютерного центра Игорь Садовников:
– Подключите в мессенджерах двухфакторную авторизацию, ее поддерживают все мессенджеры. Тогда при входе в учетную запись будет запрашиваться SMS-код и пароль. А одновременно их заполучить мошенникам гораздо сложнее. Они, скорее всего, предпочтут «работать» с другой, менее защищенной учетной записью. Но исключить взлом все равно нельзя, потому информационную гигиену нужно соблюдать неукоснительно. К примеру, не стоит переходить по непонятным ссылкам, даже если они получены от хороших знакомых или родственников. Позвоните им по телефону и спросите, отправляли ли они вам такое сообщение.
Никогда не скачивайте мессенджеры из сомнительных источников. Только из официальных магазинов либо с сайтов компаний-разработчиков. Иначе велик риск, что установленное приложение уже будет содержать в себе вредоносный код, который взломает систему смартфона и начнет рассылать сообщения по всему вашему контакт-листу.
А сотрудники наших правоохранительных органов даже опубликовали памятку для пользователей интернета, где прописаны основные правила защиты от угона аккаунтов. Она, в частности, гласит: «Чтобы обезопасить себя от взлома аккаунта, рекомендуем придерживаться следующих правил:
- создавайте сложные пароли, используя цифры, символы, а также прописные и заглавные буквы;
- никогда не переходите по подозрительным ссылкам, особенно если их прислали незнакомые люди;
- при входе на свою страницу, где необходимо ввести данные, всегда смотрите на адрес сайта в поисковой строке браузера, он может отличаться от оригинального знаком или одной буквой и оказаться фальшивым».
Одним словом, повышайте свою бдительность в теории, а не на практике. Ведь в ближайшие годы, судя по всему, охотников до ваших денег меньше не будет.
Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.