Выставка «Фотографиня Городецкая», отражающая историю становления первой нижегородской женщины-фотографа, открылась в Русском музее фотографии.
Прямо в глаза зрителю смело смотрит строгая женщина в очках – Анна Михайловна Городецкая (Ефимова). Сдержанная красота, ум и достоинство говорят нам о внутренней силе, особом складе личности. Вот она сама, с дочерьми, внуками, а рядом снимки, сделанные более 120 лет назад в ее салоне на улице Пискунова, где теперь располагается музей. В этом доме жил и работал ее знаменитый зять, фотограф Максим Петрович Дмитриев.
В экспозицию вошла 21 работа из фондов музея и семейного архива семьи Городецких. Пять из них – подлинники. Впервые публике демонстрируются два женских портрета, вернувшихся после реставрации во Всероссийском научно-реставрационном центре имени Грабаря. Это центральные кадры выставки: портрет Анны Михайловны и ее дочери Анны Филипповны (жены Дмитриева), датируемые концом XIX – началом XX века. На стенде можно увидеть состояние снимков до и после восстановления.
Современный феминитив «фотографиня» неслучайно возвышает нашу героиню, представительницу московского мещанства, до уровня высшего сословия. Она стала примером для восхищения и подражания, особенно сейчас, когда ценится женская независимость и успешность.
Говоря о ней, исследователи и потомки повторяют: «Сведений и дневников не осталось, нам многое о ней не известно». Городецкая приехала в Нижний Новгород во второй половине XIX века вдовой с двумя детьми и смогла не только достойно воспитать их, но и найти свое призвание, которое стало делом жизни. Получив практические знания и опыт у известного нижегородского фотографа Д.С. Лейбовского, позже она приобрела фотоателье у своего учителя на улице Варварской. К тому же, ей удалось вести дополнительный бизнес (красильню) и устроить личную жизнь, повторно выйдя замуж в 52 года. На тот момент она была состоятельной деловой дамой (купцом 2-й гильдии) и уже трижды бабушкой.
Сегодня работа фотографа, даже в салоне, несравнима по физической нагрузке с прежними условиями. Необходимо было не только общаться с клиентами, но и управляться с тяжеловесными фотоаппаратами, разбираться в химическом составе препаратов. Стеклянные негативы большого формата были хрупким и опасным источником травм. Конечно, черновую работу ей помогали выполнять нанятые помощники, но это не отменяет дерзости вызова Анны Михайловны.
Кстати, никакой связи между происхождением фамилии Городецких с нашим Городцом не существует. Да и сам Дмитриев под началом тещи никогда не работал. Они были коллегами, даже конкурентами в своей сфере. Скорее всего, будущие родственники познакомились во время работы у Лейбовского, а уже потом Максим Петрович стал вхож в дом Городецких. Портреты его жены, сделанные в разные годы, запечатлели их историю любви.
Какой в деталях была жизнь Анны Михайловны Городецкой, еще предстоит разгадать нижегородским краеведам. Начало для восстановления утраченной памяти положено.
Выставка работает до 19 мая. 6+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено РМФ.