Это не мы отправились на сафари, но сафари прибыло к нам

Это не мы отправились на сафари, но сафари прибыло к нам

До четвертого августа нижегородский Арсенал приглашает на  абсолютно инопланетную выставку «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки».

Сафари – слегка опасная, щекочущая нервы вылазка на незнакомую территорию, зоркое всматривание, охота за острыми ощущениями и новыми впечатлениями. Естественно, что так вот просто нельзя взять и отправиться на сафари. Необходимо подготовиться. По итогам проведения подготовки в сети Интернет выяснилось, что проект – знаковый и в своем роде уникальный. Это первая в России масштабная выставка современного африканского искусства. В ее экспозиции более 250 работ африканских и российских художников, документально-историческая составляющая и также подлинные артефакты стран Африки из коллекции Фонда просветительских инициатив 

В. Д. Поленова. Да, неожиданный факт: художник Василий Поленов много путешествовал и привозил в усадьбу различные диковинные артефакты. Некоторые из них – гвоздевого фетиша Нкиси-Нконде, фетиша Бамбилу, маску Бвум и иные культовые маски – можно увидеть в Арсенале. 

Выставка с большим успехом была показана в санкт-петербургском «Манеже» и в казанской Галерее современного искусства. Нижний Новгород – третий город в гастрольном списке «Перевернутого сафари». 

Итак, охота за впечатлениями началась. Представлю лишь несколько «трофеев».

Знакомьтесь: Африка! Африка – это другой мир, другие лица, другая речь, другие сказки. Жар: палящее солнце, капли пота, расплавленный пластик, невыносимая смуглость бытия и атласный блеск темной кожи. Шквал света и цвета – белоснежных улыбок, ярких тканей, цветов, плодов, украшений, фатальное сияние алмазов и золота. Это новый, оглушающий мир, притягательный и необычный. Художники Африки академически образованны и просвещенны, мастерски рисуют и лепят, владеют разными, часто оригинальными техниками, нестандартно мыслят. Например, материалом для произведений Дезире Муну Коффи стали клавиатуры старых мобильных телефонов, Мишель Окпаре выклеивает портреты из лепестков крепированной бумаги, а Летиция Кай создает социально окрашенные скульптурные объекты из волос, непосредственно растущих на голове. 

В истории Африки есть трагические страницы. Богатства континента не раз подвергались разграблению со стороны европейцев, а местное население просто уничтожалось. Наверняка об этом говорит «Престол страстей» Гонсало Мабунды – трон, материалом для которого стали не дерево и атлас, но разнокалиберные гильзы, магазины автоматов, снаряды, боеголовки… Еще одна работа приковывает особое внимание – «Соль земли» Кати Емельяновой. Огромная, посверкивающая рубином капля словно просочилась сквозь ржавый металл и несомненно, что это метафорическая капля крови, собранная из тысяч кровавых бусинок.

Африка поражает стороннего наблюдателя своей карнавальностью, вездесущей праздничностью, словно возникающей спонтанно. В вихре ритуального танца, как по волшебству, профанные предметы приобретают новые смыслы и выстраиваются в величественные колдовские одеяния. Например, две огромные, многометровые куклы йоруба работы Мишель Окпаре собраны из прищепок и мочалок, бутылочных крышечек, ковриков, шлангов, швабр и прочей кухонной фигни, которая, весело сосуществуя, создает шут­ливые, ужасно колоритные образы. 

Признаюсь: вряд ли я захотела бы повесить у себя дома какую-либо из представленных картин или, тем паче, поставить на видном месте, скажем, гвоздевого фетиша. Но так ведь и сафари – вещь дозированная: некоторым одной такой вылазки хватает на всю жизнь.

И еще: отчего сафари значится как «перевернутое»? Куратор проекта Алессандро Романини, один из крупнейших в мире специалистов в области африканского искусства, трактует это так: «Говоря «перевернутый», мы имеем в виду наш способ работы: мы дали художникам свободу самопрезентации». Мне же видится в этом иной смысл. Это не мы отправились на сафари, но сафари прибыло к нам и, стреляя с расстояния вытянутой руки прямо в сердце, навсегда завоевывает там свои территории.  

Организаторы: Галерея «Триумф», Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал) 12+.

Мария Федотова. Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате