Что же все-таки нам готовят на театральной кухне? Во-первых, наши чиновники пытаются переформировать, перекроить административнокадровый состав театров. Это, собственно, всегда было их любимейшим занятием, и довольно часто оно приносит свои результаты. Что будет в этот раз, сказать трудно. Во всяком случае, в кресла директоров театров приглашены новые люди, менеджеры, как сейчас принято говорить, - в академические "куклы" и ТЮЗ. Есть подвижки и в художественном руководстве. В "куклы" возвращен худруком Александр Мишин, а в ТЮЗе появился новый лидер - Вячеслав Кокорин. Этот режиссер известен в театральном мире. Он поработал в нескольких театрах Сибири и Урала, номинировался в таком престижном конкурсе, как "Золотая маска", и даже однажды ее получил - за спектакль по чеховской "Каштанке".
У Кокорина хорошая режиссерская репутация, это бесспорно. О нем, в частности, рассказывают, что это настоящий трудоголик, и в этом актеры ТЮЗа уже смогли убедиться. В работу Вячеслав Кокорин принял сразу два спектакля. "Снежная королева" готовится для детворы, для большой сцены. Именно этим спектаклем театр будет открываться даже и не очень скоро - 20 октября. Обычно детские театры открывают сезон в унисон с началом занятий в школах, но здесь причина отодвинутого сезона уважительная. И другой спектакль собирается готовить новый режиссер - "Последние" по М.Горькому, это уже для малой сцены.
Конечно, новое (а отчасти и давно знакомое) художественное руководство в "куклах" и ТЮЗе со стороны части публики, да и нас журналистов, пишущих о театре, может быть подвергнуто упрекам в том смысле, что возраст наших лидеров-режиссеров уже "за", это факт. Но похоже, наши управленцы-чиновники попытаются что-то сделать на опережение подобных сетований. Все больше в театральных кулуарах говорят о том, что один известный театральный фестиваль поближе к весне будет перенесен из Екатеринбурга в Нижний. Проект этот заключался в том, что в Екатеринбург съезжались выпускники-дипломники режиссерских отделений российских театральных вузов, в основном, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. И на сцене тамошнего ТЮЗа готовили маленькие отрывки, сцены как прообразы будущих спектаклей. В это время в залах собирались главрежи и худруки театров России, и они могли приглядеть, выбрать для себя, для своих театров молодых режиссеров. Кого на одну постановку, кого, может быть, и даже в штат взять. Лично мне не известны хоть какиенибудь итоги подобного "сватовства" и многим ли молодым людям удалось после него устроить свою творческую судьбу. Но вот такие смотрины есть, и ходят упорные слухи, что их хотят прописать теперь в Нижнем.
Для широкой публики младорежиссерский фестиваль интересен мало, только единицы потянутся в залы, где будут заявлять о себе начинающие постановщики. Но для специалистов, руководителей театров подобный показ имеет смысл. Только одного надо бояться. Поскольку на проведение фестиваля затратятся суммы немалые, у чиновников будет искус, в свое оправдание, сделать "сватовство" обязательным, плановым и всепобеждающим, как внедрение кукурузы на полях отечества во времена оны. Могут быть спущены разнарядки и плановые цифры по привлечению участников показа на нижегородскую сцену под знаменем прихода новой молодой волны, и (попробуй ослушаться!) возникнет немало того, чему публика радоваться отнюдь не будет. Но это самый худший и печальный итог. Возможны варианты. В конце концов, под лежачий камень вода не течет, и, кто знает, может, младорежиссерские смотрины действительно приведут на нижегородскую сцену талантливых людей. Другая особенность сезона, каким он видится в преддверии его открытия, заключается в том, что театры упорно ищут свое счастье в постановках классики или, по крайней мере, спектаклей по очень авторитетной драматургии.
А.Сухово-Кобылин, М.Горький, А.Чехов, Ж.-Б.Мольер значатся в самых первых премьерах сезона. Кто-то может сказать, что таким образом утрачивается нерв современности, ведь его еще надо обрести в далеких от нас эпохах, стилях, формах. Думаю, что это очень поверхностное суждение. Недавно наугад открыл томик Д.Свифта и набрел на место, где Гулливер вместе с королем великанов обсуждает качество людей тогдашней Европы и говорит о присущей им "жадности, партийности, лицемерии, вероломстве, жестокости, бешенстве, безумии, ненависти, зависти, сластолюбии, злобе и честолюбии". Боже мой, подумал я, да это набор качеств отнюдь не среднего европейца XVIII века, все это гораздо ближе и реальней, рядом с нами. Классика помимо того, что дает возможность прикоснуться к эстетическому, художественному совершенству, пытается возвратить нас к человеческому облику, вдохнуть духовные начала жизни.
Здесь театр все больше напоминает Дон Кихота, пытающегося биться с ветряными мельницами масскульта. Результаты этой битвы легко предсказуемы, но все же, все же, все же...
Так и подворачивается рука в разговоре о сегодняшнем театре, перейти на грустный тон. Это несправедливо по отношению к искусству, по природе своей жизнерадостному и оптимистичному. И я хочу задаться в конце концов традиционным вопросом: а что сенсационного готовит нам наступающий сезон? Ну, ладно, пусть не сенсации, это уж из разряда, как говорится, высшего, но какие "изюминки" для зрителя припасаются ныне на театральной кухне? Кое-что есть. Неожиданно в академических "куклах" объявилась постановочная группа кукольников из Магнитогорска во главе с режиссером Виктором Шрайманом. За этим постановщиком числится немало интересных работ, своя отработанная техника кукольного представления, и любопытно, как все это привьется "на дереве" такого традиционнейшего театра, как наш. Во всяком случае, у Александра Мишина после спектакля "Тень" смещенного с худруковских вершин Вадима Смирнова и готовящегося спектакля о Винни-Пухе магнитогорцев задача намного усложняется: в своих ближайших работах надо будет продемонстрировать не только знакомые уже качества постановщика, но и умение меняться, развивать, а не консервировать традицию. Это очень непростое дело. Премьера магнитогорцев и открытие сезона в "куклах" - в День города, 10 сентября. Есть несколько внутритеатральных интриг, на которые искушенная театральная публика будет, мне кажется, откликаться. Андрей Ярлыков упорно и не без успеха утверждает себя как режиссер на сцене "Комедiи". В конце сентября у него очередная премьера - материал неожиданный, две современные пьесы, но энергичный почерк постановщика, похоже, зрителей не оставит равнодушными.
В недрах "Zоопарка", театра одновременной игры, зреет какая-то премьера. Какая - пока молчок. Ясно, что театр "одновременников" вступил в зону особой ответственности - надо доказывать, что предыдущие удачи не случайны и могут иметь продолжение. Так головокружение от успехов или успехи продолжаются? Вот в чем вопрос. И, наконец, повторный выход на сцену академдрамы Валерия Саркисова. Первый его спектакль - "Вышел ангел из тумана", мне кажется, имеет прочный успех у публики. Для следующего своего представления режиссер выбрал А.Сухово-Кобылина - "Смерть Тарелкина". Пьеса яркая, смешная, да вот беда - у современных режиссеров спектакли по ней почему-то редко удаются. Можно припомнить разве что двадцатилетней давности постановку Георгия Александровича Товстоногова в БДТ. Но похоже, что свой подход, свой ключ решения "неподдающейся" пьесы у В.Саркисова есть, и это привносит в нашу театральную жизнь давно забытое чувство ожидания. Было, когда на премьеры не только ходили, но долго и с нетерпением их поджидали. Было, когда публика искала в театре не столько развлечения, сколько ответы на мучающие и волнующие вопросы. Было, да прошло? Ну, это мы еще увидим.