Если бы не любимая физика, то Михаил Каленов стал бы хирургом. Преподаватель он строгий, требовательный, но на учеников не кричит, а воздействует с помощью юмора. В неформальном девизе Михаила Юрьевича: «Не будь дураком, учи физику!» тоже есть толика иронии. В региональном конкурсе «Учитель года» именно Михаил Каленов из лицея №38 Нижнего Новгорода одержал победу. Теперь он будет представлять нашу область во Всероссийском финале.
С Михаилом Юрьевичем мы поговорили о его пути в профессию, роли учителя и о том, почему современные выпускники чаще выбирают информатику, а не физику.
Вести уроки… отказался.
– Что вас привело в школу?
– На последних курсах учебы на физическом факультете ННГУ имени Н.И. Лобачевского я работал в кадастровой палате инженером отдела информационных технологий. Для моей деятельной натуры сидеть за компьютером, протягивать сети – довольно скучная работа. Но, когда меня пригласили преподавать, я сначала… отказался. Понимал, что работать в школе, тем более в лицее, это большая ответственность. Меня уговорили попробовать вести информатику. А буквально через пару месяцев освободилось место учителя физики. Я вел оба эти предмета, от информатики отказался года три назад, когда стал заместителем директора.
-– Чем для вас притягательна профессия учителя?
– Каждый учебный год, каждый день не похожи на предыдущие. Даже двух одинаковых уроков по одной теме и то не бывает. Для меня важна среда, мотивирующая развиваться. В школе без этого никак
нельзя. В нашем лицее учатся только старшеклассники с 9 по 11 класс – это взрослые люди со своим мировоззрением, взглядами на жизнь, и с ними интересно. Значима для меня и поддержка коллег и директора лицея Ирины Дмитриевны Кучеровой.
Принципы эффективности.
– Как вы заинтересовываете ребят своим не самым простым предметом?
– Эффективность преподавания, по моему мнению, строится на трех принципах. Во-первых, на любом уроке должно быть интересно всем. Как этого добиться? Атмосфера должна быть такой, чтобы школьники стремились задавать вопросы. Именно через вопросы и происходит постижение сути физических законов. Если никто ничего не спрашивает, то, скорее всего, ребятам ничего не понятно.
Во-вторых, на уроках должна быть дисциплина. И не обязательно отбирать телефоны (я на своих уроках этого не делаю). Необходимо сделать так, чтобы не было желания телефон доставать. Ребенку нужно дать почувствовать себя частью коллектива, создать рабочую атмосферу, когда нет двоечников, троечников, отличников – все ребята – единая команда, которая решает поставленные на уроке задачи. Я стремлюсь держать класс вне зоны психологического комфорта, не позволяю расслабляться – в любой момент могу задать вопрос или предложить выполнить какое-то задание. Конечно, это не атмосфера страха или давления. Цель – мотивировать ребят думать, анализировать, создать на уроке ситуацию успеха для ученика, чтобы ему хотелось туда прийти, узнать что-то новое и показать свои знания.
– А как вы поступаете с теми, кто не работает, а по какой-то причине выпадает из урока?
– Это третий аспект эффективного преподавания. На помощь приходит шутка. Чувством юмора обладают большинство учителей. Юмор можно и нужно применять для разрядки напряженной атмосферы на уроке и как средство воздействия на нерадивых учеников. Применение этих принципов помогает в изучении физики, делает ее посильной, постижимой наукой.
В резонансе с учениками.
– Сегодня у школьников много возможностей для того, чтобы глубоко изучать любую науку. Как вам кажется, современные дети лучше знают физику, чем их предшественники?
– Школьники ее знают так же, как полвека назад – кто-то хорошо, а кто-то плохо. В образовании, в российском, так же как и в мировом, постоянно предпринимаются попытки реформирования, модернизации, внедряются новые технологии. Когда появилось радио, то считалось, что это полностью изменит школьное образование – дети смогут слушать великих ученых. Потом появилось телевидение, интернет, но за последние сто лет ничего существенно не изменилось. Есть учитель, класс. То, насколько дети знают школьный предмет, зависит только от учителя, от его квалификации. Я учу своих учеников видеть связь с физикой во всем, что нас окружает. Почему лед скользкий, а небо голубое – это можно объяснить с помощью физики. Сила трения помогает двигаться автомобилю. А музыка – это не что иное, как механические колебания.
Отношение к предмету во многом зависит от авторитета учителя. Главное на уроке физики – эксперимент. Об этом говорил еще Галилео Галилей. Из эксперимента вытекает какая-то гипотеза, идея, знание. Конечно, подход у всех разный. Скажем, Аристотель описывал физику как науку, основанную на наблюдении. Даже сегодня, когда учителю доступны современные технологии, многие учителя идут по пути наименьшего сопротивления и практически не проводят эксперименты.
– Почему физика не особенно популярна среди старшеклассников?
– Наши выпускники – люди прагматичные, они умеют хорошо просчитывать свои шансы. ЕГЭ и ОГЭ по информатике объективно проще сдать на более высокий балл, чем аналогичные экзамены по физике. Многим ребятам очень нравится физика, но выбирают то, что проще сдать. В этом году изменили подход к оценке заданий на ЕГЭ по физике, это позволит сдать предмет на более высокий балл и должно привести к росту популярности ЕГЭ по физике.
Физики сегодня очень востребованы в нашей стране. Нужно учиться самим делать многое из того, что раньше закупалось за рубежом. У России есть потенциал, мы умеем выпускать качественную продукцию. Скажем, принято критиковать и высмеивать российский автопром. Но инженерные решения, на основе которых создан, например, двигатель внутреннего сгорания, прекрасные. Если перестанет хромать техническая реализация, это будут очень хорошие автомобили.
Педагогу нужно доверять.
– Почему вы решили участвовать в конкурсе «Учитель года»?
– Это было спонтанное решение. Меня давно приглашали попробовать свои силы в «Учителе года». Но смущало то, что от конкурсантов требовалось демонстрировать актерские таланты, нежели педагогическое мастерство. Однако в последние несколько лет региональный конкурс «Учитель года» претерпел серьезную трансформацию, стал полноценной площадкой по обмену педагогическим опытом. Теперь прежде всего оценивается открытый урок, который показывают конкурсанты, ораторские навыки, владение материалом, умение его преподнести детям. Это меня и подкупило.
– Любой конкурс профессионального мастерства требует серьезной подготовки, заставляет выкладываться, отдавать. Что вы приобрели, став участником «Учителя года»?
– В процесс подготовки включал обучение, и это дало бесценный опыт. Но конкурсу я, прежде всего, благодарен за то, что он разрушает стереотипное восприятие учителя. В глазах многих педагог – это неудачник, человек, который пришел работать в школу, потому что его больше никуда не взяли. А в числе конкурсантов я увидел единомышленников – настоящих профессионалов своего дела, успешных, удивительно талантливых, увлеченных людей, которым нравится преподавать в школе. Очень приятно осознавать, что таких крутых педагогов, горящих своей профессией, с каждым годом становится больше. Я уже написал коллегам по конкурсу, что с радостью бы доверил им учить своих собственных детей.
– Современные родители, случается, предъявляют к педагогам завышенные требования…
– К сожалению, нередко родители вступают в противостояние с учителями, диктуют свои условия, «качают права». Я убежден, что учителю нужно доверять – если ребенку поставили двойку, тройку, то это заслуженно. «Учительница меня не дослушала!» – жалуется мне сын. «Значит, нужно учиться выстраивать коммуникацию с учителем», – объясняю я ему. У людей должна быть априори уверенность, человек, который решил стать учителем, достойный, умный, квалифицированный. Понемногу прежнее уважение к педагогам возвращается. Если в будущем мои дети выберут профессию учителя и решат работать в школе, я не буду их отговаривать, а напротив, обязательно поддержу.
Из досье «НН».
Каленов Михаил Юрьевич, учитель высшей категории. Стаж – 15 лет, педагогический стаж – 13 лет. 12 лет классный руководитель, выпустивший за это время немало классов. Вместе с ребятами ходит в походы. Ежегодная традиция под Новый год ходить на каток в парк им. 1 Мая.
Увлечения: пишет стихи, любит классическую музыку.
Автор тематической страницы «ВКонтакте» «Физика превыше всего».
Женат, воспитывает двоих детей.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.