Наш единственный в стране моножанровый конкурс вновь доказал, насколько трудно найти темы, смешные и интересные для большинства зрителей. В Нижнем Новгороде снова искали и обретали достойные современные пьесы, по условиям конкурса, написанные авторами за последние два года и ранее не поставленные в театрах.
В зале только женщины.
Три произведения, отобранные из 194 присланных в адрес организаторов, были показаны в середине мая в формате театрализованных читок. Первое из трех представление пьесы Алены Орловой «Неидеальный контракт» прошло в пространстве театрального кафе. К слову, так и было задумано автором, как рассказала присутствовавшая на показе начинающая писательница – единственная из драматургов, приехавшая к нам на финал. Она написала лирическую комедию, опираясь на личный прожитый опыт отношений, и по замыслу оно должно было сохранить легкость в диалогах, сродни французским фильмам или английским пьесам разговорного типа.
За столиком, среди суеты, в большом городе пытаются договориться о чувствах и поступках, присутствии в жизни друг друга молодая пара. Она – Саша (Екатерина Соколова) и он – Кит (Дмитрий Поженский) заключили контракт, написав его на оборотной стороне картины. Они боятся любви, ответственности и не хотят жить вместе – только встречи по расписанию, не нарушая чужой свободы. Заранее понятно, что идея потерпит фиаско, но психотерапевтический эффект от просмотра, может быть, научит зрителей культуре общения. Молодой режиссер Павел Ушаков, поставивший эскиз, и сам принимал участие в действии, зачитывая ремарки по ходу развития событий.
Жюри справедливо отметило несовершенство текста в структуре драматургического конфликта и непроработанность мужского образа, написанного женским взглядом.
– Но ведь 80 процентов зрителей в зале – именно женщины, – напомнил один из членов жюри режиссер Вадим Данцигер и заметил, что эта работа дает большую возможность постановщику для наполнения смыслами.
Прорыв после потопа.
Второй показ по пьесе Катерины Антоновой «Ковчег» состоялся на большой сцене театра. Постановка заслуженной артистки РФ Елены Фирстовой раскрыла бытовой конфликт в ситуации, характерной для Нижнего Новгорода. Автор представила социальный срез общества, собрав в одном сюжете представителей медицины, образования, сферы ЖКХ, инвалида и пенсионеров.
В старом двухэтажном доме, запланированном к сносу, проходят поминки по старой жительнице. Кстати, ее дух (сыгранный Ольгой Бубновой) стал дополнительно введенным в повествование персонажем. В нарочито «народной комедии» был заложен символизм и библейские метафоры, обыгранные с добрым юмором. Ведь потоп, случившийся в одной из квартир, спровоцировал «прорыв» в репликах и поступках.
Представитель жюри, писатель и драматург Родион Белецкий иронично подметил в этой достаточно несовершенной пьесе узнаваемые черты деревенских комедий Владимира Гуркина, острохарактерных произведений Николая Коляды и даже драм Горького. На дно жизни персонажей привели обстоятельства, тотальное равнодушие и собственное бездействие. Спасать необходимо никому не нужных одиноких людей.
Каждому Обломову нужен диван.
Завершило марафон читок переосмысление пьесы Петра Вяткина «Одноместная канава». На малой сцене режиссер Лев Харламов представил свою версию трагикомедии абсурда или современную «сказку о репке», как определили на обсуждении после. Каждому из нас однажды нужно полежать в канаве, решил автор и поместил главного героя Виктора Груза (Ивана Гапонова) в горизонтальное положение, в комфортных условиях.
Член жюри, театральный критик Павел Руднев сравнил эту работу с «Самоубийцей» Эрдмана. Как каждому Обломову нужен свой диван и статичное окружение, так и современному герою потребовалась немалая свита, которая вытащит его из канавы. С периодичностью «новый персонаж в 10 минут» и даже чаще, в действии появлялись все новые знакомые, коллеги, коллектор, блогер, руководитель предприятия. Словно на погребении, стоя у края, все мы пытались выяснить, почему Виктор лежит там, но тайна так и осталась нераскрытой.
В конце насыщенного дня экспертное жюри огласило победителя. Им стала пьеса Петра Вяткина «Одноместная канава». Пьеса Алены Орловой «Неидеальный контракт» была награждена дипломом «За многообещающий яркий дебют». Станет ли тот или другой набросок полноценным спектаклем? Решение – за руководством театра «Комедiя». (16+)
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.