«Партитуры с историей» – новый симфонический абонемент Нижегородской филармонии. Это авторский цикл просветительских концертов музыкального критика Артема Варгафтика.
Баба-Яга как номер один.
14 мая состоялся завершающий концерт абонемента, и, в отличие от предыдущих монографических программ, он представлял собой весьма разноплановый «букет» под названием «Хит-парад 1874 года: 150 лет тому назад». Забегая вперед, отмечу многоликость симфонического оркестра филармонии под управлением Антона Шабурова (Ростов-на-Дону), сполна проявившего свой романтический темперамент.
Итак, Артем Варгафтик собрал десять произведений, так или иначе привязанных к 1874 году, и каждое из них сопроводил увлекательной историей. Конечно, места исполняемых произведений в этом топе достаточно условны. Ведь то, что «Баба-Яга» Мусоргского была представлена как номер один, вовсе не означает, что она популярнее и «круче», чем увертюра к «Летучей мыши», которой было отведено четвертое место, а «Пляска смерти» Сен-Санса (второе место) красивее и любимее «Путешествия Зигфрида по Рейну» (шестое место). Поэтому – скорее, не «топ», но опусы, остроактуальные полтора века назад.
Вот что рассказал Артем Михайлович о некоторых из них.
По желанию дивы.
Вечер открылся Полонезом из «Бориса Годунова» Мусоргского. Премьера оперы состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра.
– «Мусоргский – кто это такой?» – недоумевала публика. Он, конечно, хорошо известен, но в очень узких кругах, – интригует Артем Варгафтик. – Зато все знают, кто такая Юлия Федоровна Платонова. Это знаменитая артистка Императорских театров, настоящая звезда, и именно она настояла на том, чтобы в ее бенефис исполнялось сочинение Мусоргского. Это законное право, которое имели артисты Императорских театров, и никто не имел возможности спорить с предложенным названием, пусть даже таковое было чрезвычайно странным или вообще невероятным, диким, неадекватным. И она пожелала, чтобы прозвучал «Борис Годунов».
Кстати, Мусоргский написал эту оперу еще в 1869 году, но когда он представил ее в Дирекцию Императорских театров, театральный комитет не принял сочинение к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. Мусоргский очень ругался, но в итоге написал польское действие, где самозванец Григорий Отрепьев влюбляется в прекрасную Марину Мнишек. Но и эта версия была отвергнута. Премьера состоялась благодаря настойчивости Юлии Федоровны. Певице очень хотелось быть красавицей Мариной, к ногам которой падает будущий русский царь.
Для Модеста Петровича эта премьера стала единственным и очень скоротечным успехом в его недолгой и трудной жизни.
Маэстро и ученик.
В том же году с гастролей по Соединенным Штатам Америки вернулся самый известный, признанный и титулованный российский музыкант того времени – Антон Рубинштейн. В триумфальном турне он выступал вместе с Генриком Венявским, а спонсором поездки был фабрикант концертных роялей Уильям Стейнвей. Вскоре по возвращении Рубинштейна в Мариинском театре была исполнена его опера «Демон» по поэме Лермонтова. Арию Демона «На воздушном океане» исполнил для гостей филармонии солист нижегородской Оперы Владимир Боровиков. А ведущий тем временем продолжил свой рассказ.
– Со славой и репутацией Антона Рубинштейна – пианиста, композитора, музыкального просветителя – в тот момент ни в какое сравнение не шли ни слава, ни репутация, ни имя его ученика, молодого выпускника Московской консерватории Петра Ильича Чайковского. Он пока еще только начинающий автор и тяготится преподаванием в своей альма-матер, а его первые шаги на оперном поприще не особенно успешны. Впрочем, третий из этих шагов снискал более или менее сочувственный прием. В 1874 году в Киевской опере был поставлен «Опричник» по роману Ивана Лажечникова. Это захватывающая история очень хорошего парня, которого отец и сын Басмановы – реальные исторические персонажи времен опричнины – втянули в очень опасное дело.
Какая же русская опера без танцев! Тут зал покорила озорная лихость «Пляски опричников и женщин» из упомянутого сочинения молодого Чайковского.
Небесное и земное.
Величественно, мощно прозвучало «Путешествие Зигфрида по Рейну» – оркестровый фрагмент из вагнеровской оперы «Сумерки богов» – и неутомимый ведущий вновь рассказал кое-что интересное.
– Ровно 150 лет назад поэт-драматург и композитор Вильгельм Рихард Вагнер закончил главный труд своей жизни – оперную тетралогию «Кольцо нибелунга», над которой работал более двадцати лет, и своим ослепительно красивым почерком переписал набело всю огромную партитуру этого грандиозного оперного сериала длиной пятнадцать часов.
Впрочем, реальностью вся эта грандиозная история станет через несколько лет, а сейчас маэстро занят строительством. В небольшом южно-германском городке Байройт, недалеко от Нюрнберга, возводится его собственный театр, единственный в своем роде, в форме амфитеатра, обеспечивающей идеальный звуковой баланс между голосами на сцене и красотой насыщенной партитуры. Работать еще очень и очень долго: там и огромные расходы, и невероятные сложности. Взять, например, сценическую машинерию. В третьей из четырех серий «Кольца нибелунга» появляется дракон, и на заводе изготавливали для него некоторые сверхсложные конструкции, а затем должны были по железной дороге отправить в Байройт. Но, так как Байройт – очень маленькая железнодорожная станция, сотрудники отдела перевозок напутали и шею дракона отправили… в ливанский Бейрут! Возвращение сопровождалось огромными сложностями и денежными затратами, так что из-за инцидента премьера «Кольца нибелунга» задержалась на год.
Но уж зато на премьеру в 1876 году собрался весь европейский бомонд, от канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка до знаменитых французских композиторов Форе и Сен-Санса. В качестве корреспондента одной из московских газет приехал туда и Чайковский, и именно по поводу премьеры написал знаменитые слова: «Я преклоняюсь перед Вагнером как перед пророком, но не разделяю религию, которую он создал».
Кстати.
В филармонии открылась продажа абонементов на следующий сезон, и вновь представлены «Партитуры с историей», с отчетливым «венским» уклоном. В четырех концертах прозвучат Вагнер и Брукнер, Гайдн, Шуберт и Малер. 6+.
Мария Федотова.