Спектакль, созданный в сотрудничестве артистов с ветеранами СВО и ополчения Донбасса (г. Норильск). Спектакль, в котором принимают участие, помимо артистов, ветераны СВО и ополчения Донбасса, причем того города, в котором он будет показан.
«Ополченский романс» Захар Прилепин. Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского. Формат «сцена на сцене». 12+.
Продолжительность спектакля: 1 час 30 минут
Автор пьесы Михаил Ярош-Барский, режиссер-постановщик Анна Бабанова, сценограф Николай Чернышев, композитор Андрей Федоськин, художник по свету Сергей Крылов.
В мае 2024 года постановщики спектакля «Ополченский романс» получили благодарности от Министерства обороны России «За высокий профессиональный уровень творческого проекта».
Книга известного писателя, а теперь и политического, общественного деятеля Захара Прилепина – первая в художественном осмыслении боевого опыта Донбасса. Опубликованная в 2020-ом, она соотнесена с событиями и героями после 2014-го. Этот «роман в рассказах» - повествование о жизни на войне: в нем минимум пафоса, спокойное описание хаоса, где жизни все же больше, чем смерти, а свет побеждает морок. Сквозные персонажи (Комбат, Лютик, Дак, Скрип и др.) не выдуманы, так что реальные события на Донбассе по сей день вносят свои коррективы в их судьбы. «Ополченский романс», по определению автора, - «14 треков в разном ритме», т.е. проза, замешанная на музыке. В ней – все: любовь, разлука, боль потерь, страх, отчаяние, надежда…
Музыка и война – стихии, пронизывающие человеческое существование, даны в непосредственном, порой даже наивно-детском восприятии бойцов, идущих сквозь абсурд и ужас повседневности к пониманию смысла и цели происходящего.
«Успокойся. Они просто люди. Перестань подозревать в них ангельскую природу. Иначе разочарование будет очень болезненным… – Ну и пусть!»
Кто они – ополченцы Донбасса? С виду обычные пацаны, не «супергерои», не «киборги»…и нет у них «индульгенции на пожизненный сияющий ореол»… Но суровые обстоятельства войны, прорастая сквозь их судьбы, меняют природу, впрочем оставляя главное – готовность «положить душу свою за други своя»… А потому перед лицом Неизбежного они, лишенные многих радостей мирной жизни, теряющие друзей, испытывающие нешуточные нервные перегрузки, все же – свободные люди и… «от них исходит энергия чистая, прозрачная, они смотрят на жизнь радостно»…
Свести «в единую историю» рассказы о разных персонажах «Ополченского романса» постарался драматург, режиссер Михаил Ярош-Барский, известный своими произведениями о трагедии подлодки «Курск»: «Предел прочности», «Знак бесконечности», «Письмо Адмиралу Y». Он поставил перед собой задачу – отказавшись от картин насилия, по возможности, никого из героев повествования «не убить», так что проходят они вместе от трагического 2014-го, через все перипетии сопротивления– к встрече танковых колонн Вооруженных сил России в 2022-м… В тексте пьесы использованы также рассуждения Захара Прилепина из публицистической книги «Не чужая смута», посвященной украинско-русской трагедии 2014 года. Так проясняется перспектива всех описанных событий, становится понятно, что донбасское ополчение – не просто стихийная безотчетная реакция перед лицом смертельной опасности, а исторически, культурно обусловленная воля народа, способного самостоятельно вершить свою судьбу в дни крушения государства.
В спектакле заняты артисты Роман Лесик, Лариса Ребрий, Евгений Нестеров, Павел Авдеев, Александр Петряев, Сергей Даданов, Александр Носырев, Инесса Талашкевич, Евгения Камбалина, Степан Мамойкин, Николай Качура.
В ходе репетиций по всем возникшим вопросам артистов консультировали норильчане-ветераны освободительного движения Донбасса: врач-терапевт Валерий Потапов, с 2014 года активно участвующий в волонтерской работе (медицинская помощь, закупка медикаментов, экипировки и т.д.), неоднократно выезжавший «за ленточку» в ЛДНР с гуманитарными и иными целями; а также Евгений Нарушевич, участник событий на Донбассе с 2014 года, старший офицер батареи самоходных артиллерийских установок (Артиллерийско-реактивный батальон «Октава»).
Спектакль будет показан на сцене Нижегородского ТЮЗа 27, 28 июня в 12.00, 15.00, 19.00.