Проблема профориентации особенно волнует старшеклассников и их родителей. Как понять, какие профессии потенциально могут подходить для самореализации и хорошего заработка в будущем? Что делать, если у ребенка широкая сфера интересов, масса увлечений и он не понимает, кем ему быть в будущем? Подобрать варианты потенциальных профессий поможет техника «Хочу-могу-надо».
О том, как ее применять на «Семейном марафоне полезных практик», организованном ЛекториУМом для родителей центра «Вега», рассказала профориентолог, карьерный консультант Ольга Голубева.
Хочу-могу-надо.
– Сфера профориентации сейчас активно развивается, это уже совсем не те скудные тесты с расплывчатыми результатами, с которыми многие связывают это название, – рассказывает Ольга. – Сейчас есть много эффективных и интересных инструментов и методик, которые могут помочь не только школьникам, но и взрослым понять свои сильные стороны, описать интересы, ценности и сверить это с возможностями современного рынка труда.
В России известный психолог, психофизиолог Евгений Александрович Климов разработал профориентационную технику под названием «Хочу-могу-надо», часто ее еще называют «Треугольник Климова», которая служит основой для многих профориентационных программ.
Техника помогает проанализировать, что нравится, понять, что человек умеет делать хорошо, какую он может принести пользу обществу, реализуя себя на рынке труда, в благотворительной, волонтерской деятельности. Взрослым применить эту модель проще, чем подросткам, так как они понимают устройство рынка труда и обладают жизненным опытом. Детям стоит помочь, задавая наводящие вопросы.
Работа – лежать на диване.
Шаг первый. Нужно взять листок бумаги и написать список занятий, которые относятся к области ваших интересов. Перечислить, что нравится, вдохновляет, приносит удовольствие. Задайте себе вопрос: что вы готовы делать, даже если за это не будут платить?
Вот пример списка женщины, которая искала варианты профессионального развития на будущее. По аналогии составьте свой список.
1. Учить других.
2. Читать книги.
3. Помогать тем, кому плохо.
4. Лечить.
5. Генерировать идеи.
6. Решать проблемы.
7. Помогать деньгами и делом.
8. Придумывать интерьерные решения.
9. Водить машину.
10. Рассказывать о достопримечательностях.
11. Общаться с маленькими детьми.
12. Выбирать и дарить подарки.
13.Осваивать новые технологии.
14. Делать уборку.
Стоит избегать таких ответов: я люблю лениться – лежать на диване, гулять в парке. Но на самом деле даже эти варианты могут быть связаны с профессиональной деятельностью. Например, есть вакансия тестировщика диванов. В этом случае «лежать на диване» станет частью профессиональных обязанностей.
Если есть любовь к прогулкам в парке, то и это может быть связано с трудовой деятельностью. Например, можно проводить уличные экскурсии или заниматься выгулом собак.
Когда все варианты закончатся, отложите составление списка. Ваш мозг выдал ответы, которые лежат на поверхности. Стоит продолжать думать на заданную тему в течение всего дня, и тогда обязательно придут новые неожиданные варианты.
Детям сложнее составить такой список. Взрослые могут им помочь своими наблюдениями. «Я заметил, что ты с большим интересом смотришь ролики по истории или видео о космосе. Что тебя привлекает в этих темах?»
Учиться никогда не поздно.
Шаг второй. Составляем второй список, который называется «могу». Стоит перечислить то, что вы умеете делать хорошо, и то, чему готовы научиться.
Вот пример подобного списка:
1.Работать с документами, таблицами.
2. Собирать данные и создавать обобщающие их документы.
3. Создавать порядок и систему.
4. Планировать деятельность (долгосрочно и краткосрочно).
5. Объяснять сложные темы простым языком.
6. Грамотно писать, редактировать тексты.
7. Вкусно готовить без рецепта.
8. Красиво сервировать стол.
9. Поддерживать чистоту.
10. Чувствовать других людей.
11. Быстро осваивать новые технологии.
12. Работать с документами.
13. Вести переговоры и добиваться скидок.
14. Разбираться в недвижимости и инвестициях.
15. Водить машину и долго быть за рулем.
16. Легко вступать в контакт с людьми.
17. Быстро осваивать большие объемы информации.
Списки «хочу» и «могу» могут быть по ряду пунктов схожи, и это нормально. Стоит отсекать виды деятельности, которые не приносят радости и удовольствия, но вы вынуждены это делать по каким-то причинам. Однако, если при изменении каких-то условий, данное занятие сможет приносить удовольствие, то его стоит
записать. Также сюда можно добавлять направления деятельности, которые хотелось бы освоить. Например, неплохо получается фотографировать, но не хватает знаний, при этом есть готовность пройти обучение и овладеть данным навыком. Или, например, вы когда-то чему-то учились и у вас есть навыки, которые вы не применяете. У школьников в списке «могу» стоит описать и предметы, которые хорошо даются и конкретизировать, что именно получается. Если, например, подросток называет математику, то распишите, в чем он хорош – в расчетах или в решении логических задач.
Спектр возможностей.
Шаг третий. Теперь анализируем совпадения в списках «хочу» и «могу» в разрезе того, что будет полезно другим и востребовано на рынке труда. Пишем третий список – потенциальных профессий, сфер деятельности. Вот что получилось в нашем примере. Это репетитор, логопед, клининг-услуги, курьер, тренер ИИ, тестировщик программного обеспечения, экскурсовод, рекрутер, организатор благотворительных мероприятий.
Важно понимать, что третий список – это не ответ на вопрос: кем быть. Это широкий спектр возможностей, который есть у данного человека, и всего лишь один из вариантов исследования его профессионального потенциала.
– Человек многогранен и может одновременно реализовывать себя в разной деятельности. Например, женщина – юрист, а в свободное время она модель, демонстрирующая одежду для известной интернет-площадки, а еще она владелица собаки и человек, который занимается подготовкой и представлением четвероногих на выставках, соревнованиях (хендлер). Это три совершенно разных направления деятельности совмещают «хочу», «могу» и позволяют зарабатывать деньги. Даже если сегодня профессия мечты кажется недостижимой, то не ставьте преград, а попробуйте делать маленькие шаги в эту сторону.
Все выведенные профориентационные гипотезы нужно проверить: теоретически – изучить необходимую литературу, информационно – через опрос представителей интересующей сферы, практически – найти способ и попробовать себя в этой профессии. То, что на первый взгляд представляется невозможным, впоследствии может оказаться вполне реальным, – говорит Ольга Голубева.
Вопрос-ответ.
– Как выбрать специалиста в области профориентации?
– Профориентолог, карьерный консультант – это самостоятельная профессия, это не учитель, который занимается профориентацией в нагрузку. Задача этого специалиста - «подсветить» все возможности. Не стоит идти туда, где обещают подобрать одну конкретную профессию. Хорошая профориентация нацелена на то, чтобы человеку определиться самому. Профориентолог – это специалист с профильным образованием, знающий рынок труда, понимающий, какие преобладают тренды, и хорошо ориентирующийся в системе образования для построения эффективных образовательных треков. Этим и следует руководствоваться, выбирая советчика.
Школа родителей.
Если ваш ребенок написал о себе: «Люблю рукодельничать, могу хорошо плести фенечки». Даже это умение может стать первым заработком. Предложите сплести 10 фенечек и затем подумайте, кому их можно продать. Когда ребенок пробует что-то делать на практике, то может выясниться, что рукодельничать для дела, а не для души, ему не так уже интересно. У него не получается доводить начатое дело до конца. Результат может стать и обратным, возможно, это будут авторские фенечки-браслеты, которые захотят купить.
Подготовила Александра Махлина.