Премьерным показом спектакля «Каменный гость» завершил сезон театр «Преображение»

Премьерным показом спектакля «Каменный гость»  завершил сезон театр «Преображение»

Постановка была приурочена к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Спектакль с элементами мистики поставил актер и режиссер театра Сергей Топков. Премьера как нельзя более точно соответствует жанровому определению театра – «музыкально-пластической драмы», что достаточно редко появляется в Нижнем Новгороде, даже на их сцене.

Очередное прочтение классики.

«Каменный гость» – самая известная пьеса Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Короткое произведение о страстях человеческих и неизбежном возмездии (за строптивость и поступки без ответственности за чужие судьбы), словно загадка, привлекает многих творцов. Как будет показана история последней люб­ви Гуана и каким станет ее финал – главная интрига для театрала, чтобы увидеть очередное ее прочтение.

Спектакль, играемый в черном камерном пространстве, переносит зрителей в антураж жаркой Испании. Колоритная музыка, порывистые движения, стилизованный национальный танец и всего три цвета в оформлении – необходимые составляющие, чтобы рассказать о чувствах. Красный означает безудержную страсть. Черный – смерть, месть, потаенные мысли или эмоциональную аскезу. Белый – чистоту и благородство.

Свисающие полотна тканей (прообраз театральных кулис) подчас нужны персонажам, как маски, за которыми они скрывают лица. Ведь Дон Гуан ищет среди них ту самую, настоящую любовь, но многих из них погубил, тут же забыв имена и облик. То это мраморные надгробные статуи, а то призраки из воспоминаний или демоны ада, что оживают и на время застывают, – немые свидетели истории.

Художники спектакля Валентина Гарина и Екатерина Филаретова предложили зрителям важную смысловую декорацию – качели-подиум. Проводник в мир притчи, центр действия. Весь спектакль на нем «взвешивают» слова и поступки, по нему всходят и появляются на сцене актеры, меряются правотой герои. Слова здесь напрямую связаны с движением тела, форма подчинена смыслам, и каждая небольшая перемена в мизансценах означает новое место действия, следующую картину пьесы.

Жизнь как поиск идеала.

В главных героях – азартном Гуане (Антон Парамонов) и страдающей Анне (Елена Наумкина) представляются вовсе не литературные, далекие от жизни образы, а почти что наши современники. Лишенные пафоса, обуреваемые желаниями, – они молоды и неизбежно ошибались. В этой режиссерской версии Анна – пешка в игре мужчин, стала прообразом прекрасной дамы, о которой тот мечтал, и единственной, которую полюбил по-настоящему. Тогда их последняя встреча – жестокая шутка судьбы, с которой насмешник привык соперничать.

Встреча накануне судного дня с манкой Лаурой (Екатерина Никонова), убийство скорбящего Дона Карлоса (Станислав Фокин) и предупреждения, звучащие от верного слуги Лепорелло (Константин Галушин), будто знавшего все наперед, – ничего для преступника не значили.

Сопереживаем ли мы Дону Гуану в предложенной развязке? Отнюдь, ведь он получил по заслугам. Притча – лишь метафора, жизненный урок для зрителей, а не ответ на вопрос: что лучше – любить, сгорая, или жить без чувств, как велит долг и общество, и медленно умирать заживо. (12+)

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате