Писатель Денис Драгунский – прототип героя известных «Денискиных рассказов», написанных его отцом Виктором Драгунским, недавно побывал в Нижнем Новгороде. Чем занимается автор сейчас и насколько реалистичны истории об озорном мальчишке, которыми зачитывалась вся страна, он рассказал на встрече с читателями.
Человек прошлого века.
Денис Викторович считает себя человеком прошлого века, ведь родился он в 1950-м и прожил лучшие годы именно в прошлом столетии. Однако сейчас он увлекается новыми технологиями, активен и сохранил интерес к происходящему, доброжелателен и деликатен в общении. По образованию – профессиональный филолог, много лет работал журналистом, редактором в издательствах, писал рассказы и инсценировки для телепередач, даже стал кандидатом в депутаты, поскольку долго занимался политологией.
Опыт ведения Живого Журнала, популярного в нулевые годы, где он публиковал небольшие заметки, вывел его на писательскую стезю. По предложению знакомого выпустить их отдельным изданием, Драгунский собрал написанные рассказы в первый сборник – и так стал, по его словам, новеллистом. Жанр коротких остроумных записок, жизненных наблюдений и размышлений оказался наиболее близок ему и востребован у читателей.
Конечно же, прозвучал самый частый вопрос, который всегда задают нашему гостю: каково это – быть прототипом?
– Мне хорошо живется в этом смысле – я довольно счастливый человек. Такими людьми, персонажами художественной литературы, реально существовавшими в жизни, были Аркадий Гайдар, Кристофер Робин Милн, летчик-герой Маресьев и я. Еще, может быть, Наполеон. Это все очень интересно, и я пытался в своей книжке такой феномен разобрать.
Детство и юность, проведенные в радушном доме, и каждое лето – в писательском поселке, беседы со знаменитыми литераторами во многом повлияли на творчество и сформировали личность Дениса Викторовича.
– Жизнь тогда у меня была интересная и щедрая на впечатления. На одном из концертов в консерватории, например, я с трепетом увидел сидящим через кресло композитора Шостаковича, – рассказывает он.
На весь многомиллионный СССР, как вспоминал Драгунский, в Союзе писателей состояли всего 8000 человек.
– Советскому писателю было трудно издаваться, кроме нескольких самых крупных. Помимо немногих из них, писавших «по установкам», большинство было хорошими авторами, кто писал про жизнь, войну. Был и отдельный сегмент – приключенческая и фантастическая литература.
Перейдя от увлечений юности, теперь из всех жанров для чтения он предпочитает документальный нон-фикшн. А из писателей выбирает Чехова.
– Это уникальный автор, который как прозрачное стекло пускает нас в свой мир.
Правда и вымыслы.
На 99 процентов, как он признался, сюжеты «Денискиных рассказов» были выдуманными. Правдивые только детали, или основа, но для усиления драматургии все обрастало никогда не существовавшими подробностями. Так, выплеснуть кашу из окна на голову прохожему, Денис не смог бы физически, ведь они жили в подвале.
Любимым произведением отца Драгунский назвал рассказ «Девочка на шаре».
– Я его настолько люблю, что даже написал продолжение, где герои встретились.
Но специально для подростков ничего не пишет.
– Нет у меня такого таланта, – сказал он с сожалением и признался, что «лучшая похвала, если про мое творчество кто-то скажет: интересная книжка».
Совет, как привить любовь к чтению у детей, для него есть один: самому читать – пусть даже с экранов гаджетов, но если в семье вообще нет книг, то заставлять бесполезно.
Уже вышло 25 авторских книг Дениса Драгунского и готовится новое издание. Кстати, к 20 из них сделала обложку и оформление его дочь Ирина – журналист и художник. Правда, художественной литературой она не занимается, но тоже продолжает династию.
Ольга Плаксунова.