Премьерными показами спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» завершил сезон Нижегородский академический театр кукол. История испытания любви тремя желаниями ожила на малой сцене в непривычном прочтении.
Камерное пространство открылось в театре достаточно недавно и за минувший сезон стало экспериментальной сценой, где один за другим появились спектакли для самых маленьких театралов. В наикратчайшем контакте с публикой, расположившейся от артистов на расстоянии нескольких метров, с небольшими по размеру планшетными куклами, вовсе не страшными кажутся даже самые драматичные моменты в сказках.
Морская фантазия.
Знакомая всем, поучительная «Сказка о рыбаке и рыбке» – что может быть в ней нового? За час мы проходим с семейной парой путь от не слишком счастливой, со скромным бытом, но гармонии – друг с другом и миром вокруг, до катарсиса – после разочарования в мечте о лучшей жизни. История переполнена лирикой – с меланхоличным созерцанием, сидя на берегу моря, позабыв о скоротечности времени, мы наблюдаем за происходящими событиями притчи под шум волн.
Одушевили сказку молодые актеры театра – Даниэлла Садыкова и Павел Хорьков, сыграв ее между двух больших аквариумов. Дополнили действие сцены с передвижными ширмами и тантамареской, где в открывшихся «окошках» появлялись куклы и лица исполнителей. С каждым новым исполненным желанием фигура Старухи возрастала, а Старик становился все меньше. Метафора семейных отношений и урок зрителям – как не потерять главное в жизни.
Даниэлла призналась, что играть возрастную, характерную Старуху ей в чем-то даже легче, чем Золотую рыбку. А на вопрос, что она попросила бы ее исполнить, пожелала: «Чтобы все были счастливы!»
Не деревянные чувства.
Нижегородский режиссер-постановщик спектакля Светлана Коробова рассказала о замысле и этапах создания спектакля:
– Изначально театр предложил мне поставить «Сказку о рыбаке и рыбке», именно на малой сцене. Меня в первую очередь в сказке заинтересовало, почему Пушкин написал: «Прожили они ровно тридцать лет и три года». Почему он их так разделил? Я стала читать его письма и жены Наташи, которые сохранились у ее подруг. Почему, женившись в 30 лет, через три года решил написать такую предостерегающую сказку.
– Вам удалось узнать ответ?
– Я попробовала прикоснуться и осознать это. А уж получилось или нет, решат зрители. Не скажу, что ставила задачу: Пушкин – это Старик, а Старуха – Наталья Гончарова, но, тем не менее, хотелось проследить метаморфозы семейной жизни, которые проходят влюбленные люди, прожив вместе достаточно долго. Конечно, это темы больше «для взрослых», но детям тоже будет интересно. Золотая рыбка исполняет желания, но в какой момент ты сможешь в них остановиться, не сделав больно тому, кого любишь, – про это я пыталась сказать.
– Спектакль удивляет уникальным визуальным решением. Кто придумал необычную сценографию и стилизованных деревянных кукол?
– Когда я слышу понятие «золотая рыбка», первая ассоциация – аквариум и большая рыба с переливающимся золотым хвостом. Поэтому я решила делать сказку в аквариумах и предложила художнику-постановщику Константину Майстерюку, а он мою идею поддержал. Мне кажется, такого раньше не делали – живая вода в театре кукол, в этом заключается уникальность спектакля.
– В чем преимущество малой сцены?
– Я ее очень люблю. Уникальное пространство, где концентрируется энергия, свет и внимание, и любой спектакль становится таким «домашним».
– В спектакле звучит оригинальная музыка композитора Сергея Коларькова и даже Сергея Рахманинова.
– И еще тема из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». В сюжете этого мифа я нашла параллели: Старик всегда возвращается от Золотой рыбки к Старухе и проходит этот путь заново. Повторяющееся возвращение – спасение Старухи от превращения в чудовище, какой прежде она не была. Кроме того, поэзию Пушкина невозможно представить без юмора – мы постарались найти его.
– Какое решение финала выбрали вы: «разбитое корыто» или новый этап жизни?
– Пусть каждый посмотрит и увидит свое – есть ли там нотка оптимизма и надежды.(12+)
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено пресс-службой театра.