В Нижегородской области снято более 60 фильмов. Среди них и авантюрные комедии, и социальные драмы, и детективы, которые раскрывают регион с разных сторон. Нижний Новгород и города области интересны не только советским и российским режиссерам, но и иностранным кинематографистам, стремящимся в своих картинах проявить новый взгляд на родные для нижегородцев места. И кинособытия здесь случаются довольно часто.
Например, недавно завершился фестиваль «Горький fest», на который восьмой год подряд съезжаются известные деятели отечественного кинематографа. И это не единственное мероприятие такого масштаба, традиционными стали кинофестивали «Черноречье Фест» в Дзержинске и «КСТОкино» в Кстове.
Выбор места проведения фестивалей не случаен, в том числе и в силу того, что они пользуются поддержкой правительства Нижегородской области и администраций округов.
С разного ракурса.
Самые первые съемки в Нижнем Новгороде прошли в 1914 году, когда здесь снимался фильм «Покоритель Сибири – Ермак Тимофеевич». Это черно-белое кино, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней. О том, что фильм снят в Нижнем Новгороде, мы знаем только из печатных источников того периода, однако этот факт нельзя оставить незамеченным. На этапе зарождения отечественного кинематографа город уже привлекал режиссеров своим колоритом.
Первое же появление Нижнего Новгорода, а точнее на тот момент города Горький, на большом экране состоялось в 1955 году. В фильме режиссера Марка Донского «Мать» можно увидеть склоны Волги, а также окраинные районы города. Не удивительно, что картина была снята именно в Нижнем Новгороде – городе, который прочно ассоциируется с именем автора одноименного романа Максима Горького, по сюжету которого и снята экранизация. Кстати, сам фильм был в числе претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Наиболее ярко Нижний Новгород 1950-х годов представлен в мелодраме «Екатерина Воронина». Фильм о девушке, работающей инженером речного флота, снимали главным образом на Стрелке, где в то время располагался Горьковский речной порт. Помимо этого, на экране можно увидеть центр города – улицу Минина и Верхневолжскую набережную, а также Нижегородский драматический театр.
Узнаваем город и в политическом детективе «Конец операции «Резидент», вышедшем на экраны в 1986 году. Нижний Новгород прекрасно встраивается в атмосферу авантюрной истории: родные виды с Верхневолжской набережной, Чкаловской лестницы добавляют яркости картине, а у нижегородцев есть возможность разглядеть облик города во времена перестройки.
Некоторые сцены в Нижнем Новгороде снимались и для известного фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». В заключительных эпизодах картины зритель может увидеть музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе.
В кинокомедии «Китайский сервиз» герои сходят с парохода на берег именно в Нижнем Новгороде. Самой запоминающейся является сцена полета дирижабля над стенами кремля, а также завершающий эпизод, на котором сразу узнается Нижегородская ярмарка.
С необычной точки зрения посмотреть на город можно в легкой криминальной комедии «Жмурки». Несмотря на классическую архитектуру центральных улиц, режиссер Алексей Балабанов показал Нижний Новгород с другой его стороны. Полузаброшенные деревянные кварталы наравне с главными местами города создали образ бандитского Нижнего, каким он еще не представал в кинематографе.
Алексей Балабанов рассказывал, что для «Жмурок» ему нужна была реальная провинция, которая натурально будет смотреться в кадре.
– Россия не ограничивается Москвой и Петербургом. Настоящее русское кино надо делать в Норильске, Великом Устюге, Нижнем Новгороде, – отмечал кинорежиссер в интервью «Комсомольской правде».
Вероятно, Нижний Новгород привлек автора фильма своей неподдельностью и естественностью, позволившими создать картину, в которую зрителю действительно хочется поверить.
Современный взгляд.
Совершить прогулку по Нижнему можно и в сериале Юрия Быкова «Метод». Эта криминальная драма показывает современный город, в котором происходят трагические события, и он снова предстает перед нами в серых оттенках преступного и опасного мира.
В последние годы интерес к Нижнему Новгороду со стороны кинематографистов не иссякает. В 2018 году вышел фильм
«Я худею!», в котором особое внимание уделено панораме узнаваемых для нижегородцев мест. В фантастической комедии «Пара из будущего» 2021 года центральное место занимает Нижегородский драматический театр. Причем даже по сюжету в этих фильмах действие происходит именно в Нижнем Новгороде.
Режиссер «Я худею!» и «Пары из будущего» Алексей Нужный говорил о том, что его привлекает ландшафт, воздушность и энергия нашего города. И действительно, в его фильмах наш город представлен живым и легким. Непринужденный сюжет комедий сливается с фактурой нижегородских улиц, создавая атмосферу свободы и воздушности – именно так видит наш город современный кинематограф.
Столица ПФО привлекала режиссеров крутыми прибрежными склонами, уютными старинными улицами, своей естественностью и живой энергетикой. В этом городе находили фактуру и для драматических историй, и для авантюрных приключений. Нижний Новгород – то место, где можно создать и историческую киноповесть, и обыграть криминальную комедию. Он разнообразный, яркий, поэтому и продолжает привлекать российских кинематографистов до сих пор. Только в прошлом году фильмография Нижнего Новгорода увеличилась на четыре картины: сериалы «Крутая перемена» и «Родина», кино «Искушения» и «Россия, я люблю тебя».
Регион на экранах.
Однако не только Нижний Новгород попал в объективы кинокамер. Съемки картин вели и в разных уголках нашей области. Лидером по показам на большом экране является Кстовский округ. Более 20 полнометражных фильмов снималось именно в Кстово и его окрестностях. Среди них спортивная киноповесть «Чемпион мира» 1954 года, действие которой происходит в деревне на берегу Волги. Также на территории района снимали сцены боя в драме «День и вся жизнь» – истории молодой девушки в послевоенные годы. В комедии 1968 года «Деревенский детектив» зритель также может наблюдать пейзажи Кстовского района – сочетание сельского колорита того времени и речных просторов, так привлекающих многих кинорежиссеров советской эпохи. Самый известный фильм, который снимали на кстовской земле, – комедия Леонида Гайдая «12 стульев». В кинокартину вошла сцена на пароходе, где главные герои рисуют плакат – ее как раз и снимали здесь.
Одним из первых округов области, появившихся на экране, является Урень. В фильме 1953 года «Возвращение Василия Бортникова» рассказывается о драматической истории налаживания семейной жизни после войны. Этот один из самых кассовых фильмов СССР в 1950-е годы. На экране можно увидеть быт деревни того времени и характерную для района природу хвойного леса.
Арзамасский округ ассоциируется с таким фильмом советского кинематографа, как, например, «Школа мужества», повествующим о событиях Гражданской войны. Эта военно-приключенческая драма вышла на экраны в 1954 году и стала одним из лидеров кинопроката. Узнаваем Арзамас и в экранизации романа Ивана Гончарова «Обрыв» – одна из значимых сцен снята в Воскресенском соборе, что стоит на главной площади города.
Продолжая разговор об экранизации «Обрыва», стоит отметить, что в Арзамасе было снято только несколько эпизодов. Основное действие фильма происходило в усадьбе Приклонских-Рукавишниковых в Богородском районе. Именно здесь, на склонах Оки, режиссерам удалось найти ландшафт, подходящий под описание природы в романе.
Фильм «Урок жизни», вышедший на экраны в 1955 году, тоже частично снимался в Нижегородской области. В картине можно увидеть только строящийся Заволжье: его первые улицы и новый Дом культуры. Эта социальная мелодрама в какой-то степени хранит историческую память, запечатлившую на пленке расцвет молодого города.
Попала в объективы камер и Нижегородская ГЭС. Причем это единственное место в нашей области, которое отметилось в кинокартине международного масштаба. Фильм греческого режиссера Тео Ангелопулоса «Пыль времени» рассказывает о нелегкой судьбе двух людей, побывавших в заключении.
Вообще, съемок этого фильма в Нижегородской области могло и не быть. Все решила случайность, которая в итоге обернулась для создателей главной находкой.
– Тео объездил всю Россию в поисках натуры, – поделился с «Известиями» исполнительный продюсер Георгиус Панагопулос. – Возвращаясь из одной такой поездки, мы попали в пробку. Водитель выбрал объездной путь и привез нас сюда. Тео, как увидел этот мост, сразу сказал, что это – то самое место.
На дамбе Горьковского водохранилища сняли эпизод перехода беженцев через венгерско-австрийскую границу. Это заняло в фильме всего 7 минут , но печальная сцена, по словам съемочной группы, стала одной из самых пронзительных.
Воскресенский округ представлен в фильме 1986 года «За Ветлугой-рекой». Само его название говорит нам о том, что место съемок нельзя было определить иначе. В этой деревенской драме мало пейзажных зарисовок, поэтому полюбоваться ветлужскими просторами зрителю вряд ли удастся, а вот погрузиться в атмосферу деревенской жизни 80-х годов возможность есть.
На территории Воскресенского и Краснобаковского округов снималась драма «Живи и помни» по мотивам одноименной повести Валентина Распутина. Эти поветлужные районы предстают перед зрителем в образе глухой деревенской тайги. И, собственно, хвойные леса заставляют поверить, что действие происходит далеко за пределами нашей области, однако именно Нижегородский регион привлек создателей фильма, стремившихся изобразить быт послевоенной далекой деревни.
По словам режиссера фильма Александра Прошкина, подобную натуру в России найти достаточно трудно. Съемочная группа долго ездила по регионам, но нужный образ нашелся только здесь. Нижегородский север привлек режиссера не только природой, но и людьми. Центральный образ фильма – дух человека, подчиненного жизненным обстоятельствам. Как говорил Александр Прошкин, в нижегородской глубинке он убедился в том, что, несмотря на меняющуюся в стране обстановку, суть русских людей остается неизменной. Именно здесь у создателей фильма «Живи и помни» получилось не только выстроить внешний образ далекой деревни, но и благодаря привлечению местных жителей к съемкам воссоздать естественную, натуральную атмосферу ее быта.
Большое Болдино, а точнее его главную достопримечательность – дом А.С. Пушкина, зритель может увидеть в кинокартине «Храни меня, мой талисман». Действие мелодрамы происходит на территории музея-заповедника, который становится неким олицетворением замысла картины. Фильм посвящен 150-летию со дня смерти великого писателя, поэтому этот фильм – метафора истории дуэли Пушкина и Дантеса, только перенесенная на нравы 1980-х годов.
Известные российские и зарубежные режиссеры, побывав в разных уголках Нижегородской области, нашли для себя и зрителя что-то новое и увлекающее. Каждый год наш край снова и снова привлекает маститых и начинающих режиссеров. Это значит, что фильмография области будет расти, а жители региона не перестанут открывать новые грани города и региона через призму кинематографа.
Алена Удалова. Карта автора.