Крым решительно сжал нас в жарких объятиях – и началось. Горы, поросшие выжженной травой, сменялись белыми осыпями, сочную зелень виноградников оттеняли дремлющие поля. И вдруг вдали открылось пронзительно-синее море… В последние выходные дни июля журналисты со всей России и из-за рубежа съезжались на фестиваль молодого многонационального искусства «Таврида.АРТ».
Здесь каждый – творец.
«Таврида» – одно из исторических названий древнего и средневекового Крымского полуострова. Сейчас там, близ Судака, вовсю строится огромный современный арт-кластер, и уже в шестой раз проходит самое масштабное культурно-просветительское событие России, посвященное молодому искусству.
В этом году фестиваль «Таврида.АРТ» посетили более 60 000 участников из всех регионов России и из 35 стран мира. Было приглашено свыше тысячи артистов; впрочем, креативный уровень участников буквально зашкаливал, так что каждый был сам себе артист, творец, танцор, певец и инноватор. С утра и за полночь бухта сверкала, шумела, пульсировала, удивляла, привлекая внимание многочисленных гостей концертами, кинопоказами, спектаклями, лекциями и творческими встречами, забегами и зарядками, мастер-классами, угощениями, флешмобами и многим, многим другим.
В этом году «Таврида.АРТ» посвящалась культурному многообразию народов России и Году семьи. Последнее было отмечено, в частности, арт-шествием «Россия – семья семей!». Почти четыре тысячи участников из всех регионов страны, а также из Абхазии, Беларуси и Казахстана облачились в колоритные костюмы и прошествовали по всей территории фестиваля. Говоря иначе, они весело прошагали по раскаленной дороге около четырех километров, а в качестве впечатляющего финала объединились у главной сцены и исполнили песню «Родина моя».
Опираясь на общие культурные ценности, ребята из всех регионов страны встречаются здесь ежегодно, собираются на творческих площадках. Каждый фестиваль – это новые открытия, нечто прогрессивное и необычное. В этом году заявлено пять театральных постановок, десять постановок уличных театров, почти 140 работ на выставке «Молодость»; 45 моделей и брендов из разных субъектов России показывают на «Ярмарке» модную идентичность. Спорт соединяется с искусством: если забег, то арт-забег, если прогулка по морю на сапах – то сап-карнавал.
Подводный парк пополняется новыми арт-объектами. Еще – концерты флагманов лейбла «Таврида.АРТ», яркие этнические команды, топовые молодые хедлайнеры и легенды отечественной сцены. Свободный микрофон – подходи и пой кто хочешь! Концерт-трибьют Александре Пахмутовой: легендарным песням придается новое звучание.
Молодость – это желание перемен к лучшему… и возможность воплотить их!
Об этом журналистам в первый же день феста рассказал руководитель арт-кластера «Таврида.АРТ» Сергей Першин, настроив на насыщенную, фактически марафонскую событийную повестку.
Важнейшее из всех искусств.
Одним из топовых по значимости событий фестиваля стало завершение строительства первой очереди киностудии
«Юг.Кино». Это крупнейший комплекс для съемок полного цикла любых медиапроектов, располагающий всем, что необходимо режиссерам для творческой реализации любых замыслов. Сложный, уникальный объект был возведен в рекордные сроки – за год.
По справедливому мнению почетных гостей, открытие новой киностудии дает возможность возрождения славных традиций советского кино, в частности, ялтинской киностудии. На российском юге вновь появляется возможность осуществлять масштабные натурные и павильонные съемки с использованием современного оборудования.
Вообще, по самым скромным подсчетам, в этих краях было снято несколько сотен кинофильмов, в том числе «Человек-амфибия», «Три плюс два», «Бриллиантовая рука», «Алые паруса», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Пираты ХХ века», «10 негритят», «Волшебная лампа Аладдина», «Спортлото-82»… Киноафиши «южных» фильмов украсили коридоры студии.
Одним из первых на новехоньком экране кинозала было показано отечественное тревел-шоу «Национальность.ru» – серия ярких сюжетов о том, как прекрасны и своеобразны все регионы нашей родины, какие там живут люди, какие традиции соблюдают и чем готовы потчевать гостей.
И снова о важнейшем.
В рамках фестиваля состоялся питчинг проектов патриотического медиаконтента. Свои идеи представили мэтры киноиндустрии и молодые авторы –всего 42 проекта игровых, документальных и полнометражных фильмов. В жюри находились первые лица государства, главы медиахолдингов и грантовых конкурсов.
Заместитель министра культуры России Александр Журавский отметил значительный рост уровня подаваемых заявок, связав это и с более тщательной их доработкой, и с ростом уровня понимания темы специальной военной операции. На наших глазах создается история, и массовому зрителю еще предстоит достойно осмыслить происходящее, что особенно важно в условиях информационной войны. Заявки подавали Фонд кино, Институт развития Интернета, Гражданский фонд культурных инициатив, стриминговые платформы, онлайн-кинотеатры... В большинстве проектов оказались активно задействованы участники СВО – в качестве актеров, сценаристов, сопродюсеров.
– За рубежом постоянно пытаются дискредитировать все, что происходит в нашей стране, и все, что связано со специальной военной операцией, – подчеркнул Александр Журавский. – Поэтому мы должны дать свой художественный, правдивый, исторически достоверный ответ, причем в разных жанрах.
– Два года мы здесь, на Тавриде, проводим питчинги в программе «Свое кино», – продолжает тему генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. – Уже поддержано порядка 600 проектов на сумму почти три миллиарда рублей. Ребята, которые прошли здесь обучение, имеют возможность выйти на сцену, показать то, что они выработали, а затем выйти и на широкие экраны.
Здесь был Пушкин.
На фестиваль привезли свои спектакли региональные театры России.
Поистине культурным шоком стал выход на сцену Мордовского государственного национального драматического театра с героическим эпосом «Масторава», посвященным истории и обрядам эрзя и мокша. Грандиозное зрелище, великолепное слаженное пение никого не оставили равнодушным.
Московский государственный историко-этнографический театр привез театрализованное музыкальное представление о жизни и подвигах казаков «Терская история». Молодежный драматический театр «Первый театр» из Новосибирска привез «Зойкину квартиру». Столичная студия этнического танца «Буин Хан» ошеломила эффектным шоу. А режиссер Александр Шумилин представил проект «Театральный сериал «Сцены русской жизни. Пушкин», причем реализовался этот проект стремительно. Как рассказал сам режиссер, за полтора дня вместе с участниками – а их больше ста пятидесяти, профессионалов и любителей – была предпринята попытка переосмыслить Пушкина на сегодняшний день в новых театральных формах. «Так что мы не привезли Пушкина. Он уже был здесь», – отметил Шумилин.
И действительно, поэт бывал в Крыму. «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом», – писал молодой Пушкин и, вполне быть может, где-то там по сей день привольно витает его гений. Кстати, есть версия, что именно Гурзуфская бухта стала прообразом Лукоморья.
Всего в рамках проекта было создано семь серий – по «Евгению Онегину», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о рыбаке и рыбке» и неоконченному «Роману в письмах». Выглядело это необычно, свежо: «пудру с париков» стряхнули основательно. Обещается, что через некоторое время спектакли будут доступны для просмотра в социальных сетях.
Кстати.
За три фестивальных дня более семи с половиной тысяч человек посетили павильон «Нижний Новгород», также принимавший участие в «Таврида.АРТ». На нижегородской площадке для участников и гостей фестиваля было организовано более 30 различных мероприятий.
Как констатировала министр молодежной политики Нижегородской области Светлана Ануфриева, Нижегородская область идеально интегрировалась в смыслы и программу фестиваля, транслируя идею «Город, в котором чувствуешь жизнь».
В павильоне был развернут лекторий общества «Знание» с очень насыщенной программой и, в итоге, получилась уникальная история, частью которой нижегородцы готовы снова стать в следующем году.
В составе делегации Нижегородской области на «Тавриду.АРТ» отправился 51 человек.
Шестеро наших ребят представили свои инициативы в конкурсе «Росмолодежь.Гранты», по итогам которого Любовь Обшолова получила 105 000 рублей на реализацию своего проекта по адаптации иногородних студентов-первокурсников «С чего начинается Нижний».
Нижегородец Сергей Дубков стал участником «Открытого микрофона», а Данил Доронин сыграл роль в театральной инсталляции по незаконченному произведению Александра Сергеевича Пушкина «Роман в письмах».
Нижегородка Елизавета Бабушкина приняла участие в «АРТ-забеге», а Данил Доронин, Ангелина Кошелева и Марк Пантелеев участвовали в «АРТ-шествии».
Блиц.
Не только развлечение.
Генеральный директор телеканала «СПАС» Борис Корчевников презентовал на фестивале полнометражный фильм «Мамино письмо». После просмотра у многих глаза были на мокром месте. Ну а перед показом Корчевников ответил на вопросы журналистов.
– Борис Вячеславович, о чем ваш фильм?
– Об абортах. Почему это происходит, что происходит на самом деле и о чем вообще не говорят – какие у всего этого последствия. Мы попробовали просто рассказать про это языком художественно-документального кино. Уже этой осенью фильм будет представлен в федеральном эфире, на онлайн-платформе кинотеатров и в обыкновенных кинотеатрах.
– Кино зародилось как развлекательный жанр. Что подтолкнуло вас обратиться к такой серьезной теме?
– Интересно, что мы с вами сейчас находимся в месте, где снимался комедийный вестерн о преображающей силе кино «Человек с бульвара Капуцинов» – именно в этих степях и горах – и говорим о серьезном… Да, когда кино только затевалось, подразумевался развлекательный жанр, но вскоре стало понятно и другое и, кстати, в «Человеке с бульвара Капуцинов» отражено, что кино – это больше, чем развлечение, и что оно влияет на реальность. Вот так! Отражение всегда сильнее луча. То, что попадает в камеру, преображается в картинку и нам оттуда возвращается – оно сильнее жизни, и влияет на жизнь, и преображает ее.
А наш фильм, конечно, совершенно, ни одной минуты не развлекательный. С помощью мощнейшего инструмента искусства мы пытались раскрыть непростую тему. Контакт со зрителем есть. Я знаю несколько историй, когда, посмотрев это кино, девушки меняли свое решение.
– Каковы ваши впечатления от фестиваля «Таврида.АРТ»?
– Я здесь нахожусь пока еще совсем недолго и не успел как следует надышаться фестивальным воздухом, но то, что я уже увидел, дает чувство очень наполненной творческой радости. Это первое впечатление. Замечательная атмосфера!
Впрочем, главный вопрос – что дальше делать с атмосферой, с этой творческой радостью, с теми умениями, которые здесь получил. Чему ты посвятишь эти умения, разрушению или созиданию? Любви к стране или ненависти к ней; любви к человеку, службе ему – или любви к себе и ненависти к человеку? Искусство – вещь очень сильная. Мне очень хотелось бы, чтобы, пожив в этой, радостной творческой атмосфере, творцы уезжали бы с желанием созидать.
Инициатива.
Малевич едет в Крым.
– Минкультуры России с удовольствием поддержало инициативу арт-кластера в создании арт-объектов в сотрудничестве с федеральными музеями, – сказала директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Елена Харламова.
Теперь арт-парк «Таврида» будет пополняться арт-объектами, созданными совместно с крупнейшими музеями страны. На «Таврида.АРТ» Сергей Першин и Елена Харламова обменялись папками с подписанным соглашением.
– Мы начали с главной национальной галереи страны – Третьяковской и художника с мировым именем, которому в этом году исполнилось 145 лет со дня рождения – Казимира Малевича. В следующем году к Третьяковской галерее присоединятся Музей архитектуры им. А.В. Щусева и ГМИИ им. А.С. Пушкина, – рассказала Елена Харламова.
Теперь в сентябре на набережной будут установлены первые два арт-объекта – «Девушка с граблями» и «Архитектон», созданные Дмитрием Аске и Виктором Поляковым по мотивам творчества Казимира Малевича.
Не только пищей духовной...
Больше вкусов, хороших и наших.
На фестивале кормили обильно и деликатесно. Особенно в гастропространстве «Россия на вкус». Конечно, весь мир захлестывает волна гастроглобализации в виде бургеров, пицц и суши – но на отечественном питательном фронте нарастает активное сопротивление. С тем чтобы гости фестиваля успешно учили подлинный гастрономический язык России, на «Таврида.АРТ» собралась большая сборная поваров страны.
Мы попробовали всего понемногу: по кусочку русского ломтя с тамбовским окороком, горчицей и маринованным помидором, угостились бурятскими буузами и «северным пловом» из перловки, оленины и клюквы со щепоткой квашеной капусты. Вкусно! Необычно!
Наша собеседница – Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России», куратор Дома Российской кухни на ВДНХ.
– Россия на вкус – разная: малосольная и соленая, кислая и сладкая, иногда с пикантной горчинкой. Многонациональная, – рассказывает Екатерина. – На фестивале собрано более ста наименований национальных блюд. Например, дальневосточная уха с крабом и креветкой. Или калья, прародитель рассольника. Люди знакомятся с ними и спрашивают: «О! А где еще это можно попробовать?». В связи с этим одно из главных требований к участникам – чтобы все блюда российской кухни, которые создаются для фестиваля, не были бы одноразовой акцией. После все они должны осесть в меню постоянно действующих ресторанов.
В России свыше 180 тысяч предприятий питания, из них специализируются на российской кухне менее одного процента. А спрос есть, и большой. Это хороший повод создавать точки питания, стимулировать развитие производства готовых решений и продукции по специализации «российская кухня».
Я не против хот-догов. Пусть будут! Но пусть рядом с ними, на каждой заправке, в каждом кафе, будут русские ломти и расстегаи, удмуртские перепечи, дагестанские чуду. Необходимо, чтобы российская кухня присутствовала везде – от школьных меню до фуршетов и кофе-брейков.
Автор материалов Мария Федотова. Судак – Нижний Новгород. Фото автора и организаторов.