Помочь природе в силах каждого, просто изменив привычки

Помочь природе в силах каждого, просто изменив привычки

Многие нижегородцы жалуются на свалки. Однако, как отмечают экоактивисты, они берут начало еще в магазинах, когда мы покупаем товары в упаковке. Что делать, чтобы уменьшить количество мусора, который мы вынуждены выкидывать? 

Иллюзия далека от реальности.

В магазине мы набираем фрукты и овощи в «целлофановые» пакеты. Однако экологи отмечают, что фасовочные пакеты, которые мы по привычке называем «целлофановыми», таковыми не являются. На самом деле их уже давно делают из пластика – полиэтилена.

– Целлофан – пленка, сделанная из целлюлозы. Его химический состав остается натуральным, он разлагается в природе, – объясняет создатель и руководитель проекта «Нижний Новгород – экологическая столица» Эльвира Сайфулина. – Полиэтилен – синтетический пластик. Все фасовочные пакеты сейчас сделаны из него. Разложиться в земле он не сможет никогда. Такие пакеты смогут только стать микропластиком, который уже появился в нашей воде, еде и почве.

По словам эколога, полиэтилен дешевле целлофана и быстро вытеснил его из всех сфер, особенно из продуктовой. Каждый день миллиарды пакетов по всей планете после одного использования выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Если сдать полиэтиленовые пакеты, а их делают из нефти, на экологической акции в качестве вторсырья, то их могут использовать при производстве тротуарной плитки в качестве одного из наполнителей. Это, по мнению Эльвиры Сайфулиной, нельзя назвать эффективной переработкой, хотя других вариантов их утилизации пока нет. 

Некоторые стараются пользоваться биоразлагаемыми пакетами, считая, что они не вредят природе. Однако, это миф, говорит Эльвира Сайфулина. По ее словам, «биоразлагаемые пакеты» – это обычный пластик, в который добавляется специальная добавка. Она способствует распаду предмета до выделения микропластика за пару месяцев. 

– Разлагается? Нет, распадается! Это экологично? Абсолютно нет! И небезопасно для природы и человека, – объясняет эколог. – Ложное «зеленое» оформление таких пакетов и их реклама создают иллюзию у покупателей. Переработка таких предметов невозможна, а в почву они не превращаются. Микропластик еще активнее проникает в наш организм.

Все свое носи с собой.

Делают сейчас пакеты и из растительных волокон и даже из рыбьей чешуи, рассказала эколог. Но их технология производства очень дорогая, поэтому для удешевления все равно добавляют полипропилен. И он опять попадает в окружающую среду в результате разложения таких пакетов. Поэтому, по словам Эльвиры Сайфулиной, самый простой и дешевый способ быть экологичным – это брать с собой в магазин сетчатые экомешочки и тканевые шоперы.

Но если полиэтиленовые пакеты все же можно использовать как вторичное сырье, то вспененные подложки, в которых мы покупаем кондитерские изделия, мясо и многое другое, производят из ядовитого пластика полистирола. В переработку его сдать почти невозможно. 

– Этот пластик ядовит при производстве и при переработке, полезное вторсырье из него не получится, – утверждает эксперт.

Более того, продаваемые на подложках продукты замотаны стретч-пленкой, а ее тоже непросто отобрать из общего мусора на сортировочной линии. Эколог советует продукты на таких подложках не брать, чтобы не увеличивать количество выкинутого на свалку мусора. Необходимый продукт можно взвесить либо в пакете, либо во взятом из дома контейнере. 

Упаковку для яиц тоже изготавливают из различных материалов: из вышеупомянутого вспененного полистирола и пульперкартона. Второй материал можно переработать. Навредит природе прозрачный пакет из мягкого полипропилена, в котором часто продают сахар. Его в Нижнем Новгороде на переработку не принимают. А вот бумажный пакет после сахара можно сдать.

Удивительно, но тетрапак, в который разливают для продажи сок, ультрапастеризованное молоко, сливки, презентуется как экологичный материал. Его часто путают с макулатурой. На самом деле, как отмечает спикер, это сложная разнородная упаковка. Она включает четыре слоя пластика, слой картона и слой фольги. Разделить их для переработки возможно и в Нижегородской области при условии, что такой переработчик работает на рынке вторсырья. Но есть сложности со сбором чистого сырья, стоит оно копейки. Поэтому тетрапак, в основном, измельчается и добавляется в асфальтную гранулу. 

– Сделать из него новую упаковку или вещь не удастся, – объясняет Эльвира Сайфулина.

По ее словам, лучше заменять такую упаковку на стеклянную или хотя бы на пластиковые бутылки, где стоит маркировка PET1 (их можно переработать!). Не существует переработки у такого сырья, как фольгированный полипропилен (фольга, спаянная с пленкой). В таких пакетиках продают любимые многими орехи и семечки. Упаковку из-под них перерабатывают пока только на одном из заводов в Подмосковье. Там ее рубят и добавляют в тротуарную плитку. Однако потом она вместе с частицами переработанных пакетиков отправится на свалку. 

– Полезная привычка – покупать орехи на развес в свой экомешочек, как это делают волонтеры «Экостолицы» очень много лет, – говорит эксперт и советует это делать нижегородцам. 

Кстати.

Многие спрашивают, чем отличаются слова «мусор», «вторсырье» и «отходы»?

Отходы – это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Иx дeлят нa opгaничecкиe и нeopгaничecкиe. K opгaничecким oтнocитcя вcе, чтo coздaнo пpиpoдoй. Этo мoгyт быть очистки oт фpyктoв, oвoщeй или oпaвшиe лиcтья. Taкиe oтxoды paзлaгaютcя зa пapy мecяцeв и oт ниx ничeгo нe ocтaетcя. K нeopгaничecким oтxoдaм oтнocятcя, нaпpимep, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. 

Вторсырье – это та часть отходов, которую можно переработать и пустить на производство новой продукции. Чистое и хорошо упакованное вторсырье – это ресурс. Вторсырье могут превратить не только в другие предметы, но и в электричество и биогаз. И эти превращения могут длиться практически бесконечно.

Mycop – этo тo, чтo yжe никoгдa нe пpигoдитcя. Мусор неприятно пахнет. Вторсырье, отходы – нет. По статистике, 75 процентов того, что находится в мусорном ведре, мусором не является. «Мусор» и «отходы» – слова близкие по значению, но все-таки разные. 

Вопрос дилетанта.

– Вокруг рек и озер, в лесах после пикников остается много одноразовой посуды. Можно ли сделать процесс отдыха более экологичным? 

– Экологи советуют брать на пикник многоразовую посуду. Самый удобный вариант – посуда из легких металлических сплавов. Она прослужит не одно десятилетие, а потом ее без проблем можно сдать в переработку. Есть пластиковые многоразовые наборы. Они легкие и удобные, но теряют вид после нескольких лет использования. Обычно такие наборы сделаны из полипропилена, который принимают в переработку только на специальных акциях. Для автомобильных выездов подойдут наборы с керамическими тарелками и стаканами. Они очень красивые, но тяжелые. 

Одноразовые бумажные стаканчики содержат еще два вида пластика, поэтому на переработку они не попадают, а отправляются только на свалку. Такая же история с чайными пакетиками. Они не перерабатываются, так как в их составе – целлюлоза с добавкой полимера, иначе он не будет держать форму и содержимое. Поэтому чай надо заварить заранее в термосе листовой, а не в пакетиках, чтобы не «плодить» лишний мусор. Питьевую воду на пикник взять в многоразовой таре. 

Все продукты дома рекомендуют предварительно помыть, порезать и разложить в многоразовые контейнеры или в обычные стеклянные банки с крышками. Хлеб, бутерброды и сэндвичи завернуть в хлопковые или льняные кухонные полотенца или в восковые многоразовые салфетки. 

Одноразовыми влажными салфетками на природе пользоваться не рекомендуется, поскольку их производят в основном из полиэстера или полипропилена. 

Кстати, если планируете развести огонь, возьмите мангал (можно купить одноразовый, его делают из алюминиевой фольги). Костер выжигает траву, почву и множество живых существ, живущих в ней. А черное выжженное место зарастает новой травой не менее пяти лет. Перед отъездом правильное решение – убрать за собой: нельзя оставлять ни железные банки, ни тем более стеклянные, которые могут вызвать пожар в лесу. Их можно сдать на переработку. 

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате