В марте в прокат выйдет третья часть комедии «Любовь-морковь». На сей раз помимо Кристины Орбакайте и Гоши Куценко на экране мы увидим мэтров отечественного кинематографа — Лию Ахеджакову и Владимира Меньшова. «НН» связались с прославленным актером и режиссером, чтобы задать вопросы по поводу этого фильма и нашего кинематографа в целом.
В поисках улыбки
— Владимир Валентинович, в последние годы вы нередко появляетесь на экране в лентах молодежных, успешных. «Любовь-
— Я искренне люблю комедии. Более того, я и сам снимаю с комедийным уклоном. Скажем, успех фильма «Москва слезам не верит» в немалой степени объясняется тем, что там сочленены два самых популярных жанра: мелодрама и комедия. И там смеются даже больше, чем плачут, что очень выигрышно. Поэтому я и сам люблю такие роли.
— Кто ваш персонаж?
— Он папа героя Гоши Куценко, такой насквозь военный человек из провинции, приехавший в командировку в Москву. Там он встречает свою нелюбимую сватью — тещу сына. Она считает его мужланом и солдафоном, а он ее — мымрой музейной. К тому же начинаются превращения, и я вселяюсь в тело Куценко, а Куценко в мое тело. Такая же метаморфоза происходит и с героинями Ахеджаковой и Орбакайте.
— А вы нашли
— Мы пытались пару
Нестрогий дедушка
— Насколько жизненна,
— Думаю, что враждебность между тещей и зятем сохранилась лишь в анекдотах, а в реальности это уже анахронизм. Ведь раньше люди жили тесно, вместе, а сейчас быстро разъезжаются.
— Расскажите, на чем держится крепость вашей собственной семьи?
— Как сказано в послании апостола Павла, если вы дело делаете правильно, но нет любви, то это все «кимвал бряцающий». В семье все должно быть скреплено любовью. А любовь предполагает необходимость идти на уступки друг другу и определенную мягкость.
— А какой вы в жизни дедушка?
— К великому сожалению, не имею возможности часто видеться с внуками: у всех свои дела, и для того, чтобы с ними встретиться, надо, чтобы и я был свободен, и они уроки сделали. Раньше виделись чаще, по воскресеньям мы старались собираться на обеды у нас дома. Вообще я дедушка нестрогий. Я не растворяюсь в детях, но со своими мне легко общаться.
За правдой жизни — в Иран
— Владимир Валентинович, и
— Я бы так не сказал. Природа юмора у каждого человека особенная, но юмор всегда объединяет. Когда ты обнаружил, что человек смеется над тем же, над чем и ты, когда в компании по поводу
— А почему, на ваш взгляд, сегодня никому не удается снять
— Нельзя сравнивать с теми временами, мы перешли в другое состояние. Сегодня кинематограф ушел от объяснения людям проблем общества, в котором они живут, он стал глобальным, международным. И американское кино тоже свое общество не исследует, кроме немногих фильмов, которые опять же не возвращают вложенных в них денег. Америка поставляет
Важнейшее из искусств?
— Вы, будучи режиссером и продюсером, как оцениваете перспективы российского кинематографа?
— Оснований для оптимизма я не вижу, ибо наш кинематограф в целом не возвращает вложенных в него денег. Это проблема всех стран, но на Западе его, по крайней мере, подкармливают: в Европе он уже не приносит особых доходов, но он становится как опера — престижно иметь оперу в столице государства! Поэтому в нее вкладывают огромные деньги, приглашают примадонн со всего мира, платят им сумасшедшие гонорары — и это никогда не окупается, но это престиж государственного уровня.
— А российское кино может стать вопросом престижа для государства?
— В нынешнем виде — нет. Хотя сейчас возникают амбициозные проекты, которые поддерживаются именно с позиции престижа страны. Например, Михалкова поддерживают именно потому, что он убедил: этот фильм изменит мировой взгляд на наше участие в войне! Советские фильмы о войне уже не работают, забыты, а вот Михалков сделает новую картину — и она все изменит. С этим же посылом Федор Бондарчук будет снимать про Сталинград, и аргументы будут звучать такие же.
Ольга ГОРНОВА.
Справка «НН»
Владимир Валентинович МЕНЬШОВ — актер, режиссер, сценарист и продюсер, народный артист России, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Родился 17 сентября 1939 года в Баку.
Снял фильмы «Розыгрыш», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» (за последний получил премию «Оскар» и Государственную премию СССР в 1981 году) и др. Снимался более чем в 70 картинах, среди которых «Курьер», «Где находится нофелет?», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ликвидация». Был продюсером и актером в фильме «Китайский сервиз», снимавшемся в Нижнем Новгороде.
Жена — актриса Вера Алентова, дочь — актриса и телеведущая Юлия Меньшова, двое внуков.