Форум креативных территорий прошел в Нижнем Новгороде

Форум креативных территорий прошел в Нижнем Новгороде

Президент Фонда развития народных художественных промыслов (НХП) Нижегородской области Николай Смирнов вспоминает, как в Советском Союзе воспитание национальной идентичности начиналось с яслей. Там детская мебель была украшена хохломской росписью. В настоящее время такого нет.

Меры поддержки работают.

– Современная молодежь оторвана от предыдущих поколений, – сетует он. – Только два-три года назад начали обращать внимание на такие вопросы.

По словам нашего собеседника, в Советской стране понимали важность культурных традиций, там постановление о поддержке народных художественных промыслов было принято еще в 70-х годах прошлого века. Тогда государство помогало предприятиям НХП создавать ту материальную базу, на которой промыслы держатся до сих пор. 

Но отношение к народным промыслам меняется, и государство помогает их развивать. В Нижегородской области, например, меры поддержки «закрывают» все проблемные места. Есть субсидии на сырье, материалы и энергоресурсы. Доплату из бюджета региона получают наставники и молодые специалисты, что позволяет им продолжать в течение пяти лет обучаться любимой специальности. Компенсирует правительство региона затраты на продвижение и участие в выставках и ярмарках, на борьбу с контрафактом в судебных инстанциях, на создание сайтов и новых продуктов... 

Однако финансовая ситуация на предприятиях, а они чаще всего частные, зависит, как отметил Николай Смирнов, от руководства компании. И не все они управляются так умело, как, например, известная в регионе и за ее пределами фабрика елочных украшений «Ариель». Там даже отказались от мер поддержки.

– Если компания работает без прибыли, то она разоряется, – отметил он. – И таких предприятий было много, в том числе в Нижегородской области.

Но главное достижение региона, по мнению президента Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области, это то, что ни один промысел у нас не исчез. Все удалось сохранить. 

Это подчеркивает и генеральный директор регионального Фонда развития НХП Елена Краюшкина. По ее словам, то многообразие промыслов, которое у нас есть, вызывает удивление и восторг у всех, кто приезжает к нам в область. 

А благодаря проведению в Нижнем Новгороде Форума креативных территорий, куда в этом году съехались руководители более 60 предприятий НХП из разных регионов страны, область по праву получила звание столицы народно-художественных промыслов.

Мост из прошлого в будущее.

Как отметил на пленарном заседании Форума губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, регион занимает первое место по объему производства изделий народно-художественных промыслов в Приволжском федеральном округе и второе место – в России (впереди только Московская область). У нас работают 14 видов производств НХП, которые способны поменять социально-экономическую ситуацию в населенных пунктах, где располагаются. Там начинает развиваться туризм, приезжают гости, реализуются отельные и другие проекты. 

– Задача была, чтобы мы не сваливались только в прошлое, а выстраивали мост от прошлого к настоящему и в конечном итоге – в будущее, – сказал Глеб Никитин.

Губернатор отметил, что Нижегородская область – это промышленный регион. Но одной промышленности не хватает для развития. Нужна культурная составляющая. И ее формируют народно-художественные промыслы, которые являются мостом между промышленностью и культурой, составляют интеллектуальное богатство народа. 

– Я уже говорил, что мы всегда носили звание промышленного центра. В начале двухтысячных годов с этим ассоциировалась Нижегородская область. Но заводской проходной настроение в населенном пункте, особенно малом, не ограничивается. Надо, чтобы по пути к ней от дома было ощущение гордости за свой населенный пункт и свою Родину, хотелось созидать и творить, оставаясь у себя в стране, – сказал Глеб Никитин.

Отсюда появилось понятие традиционного бытования народно-художественных промыслов. Стали создавать, например, дизайн-код территории, то есть стилистически единую, комфортную и безопасную среду, которая отождествляется у гостей с промыслом, а также туристические бренды. Яркий пример тому город Семенов, где фестиваль «Золотая хохлома» посетили в этом году 30 тысяч человек. 

– Форум – это важная, зарекомендовавшая себя дискуссионная площадка, на которой вырабатываются меры поддержки, чтобы повысить эффективность работы предприятий НХП, – констатирует Глеб Никитин.

По его словам, это раньше предприятия просто выживали. Сейчас благодаря форуму приняты новые законодательные инициативы на уровне федерации, появился праздник – День народно-художественных промыслов. В регионе увеличиваются субсидии организациям НХП: в 2024 году они составляют 53,4 млн рублей (в 2023 году было 46 млн рублей)…

Новое не отменяет традиций.

Как отметил приехавший на Форум министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов, глядя, как внимательно к народно-художественным промыслам относятся в Нижегородской области, правительство РФ будет финансово помогать. По его словам, НХП играют важную роль в развитии территории и продвижении нашей страны. 

Советник президента Российской Федерации Елена Ямпольская предложила ввести моду на национальные бренды и активнее передавать молодежи знания о народных художественных промыслах России. 

– Традиция – дело молодое. Жива только та традиция, которая воспринимается новыми поколениями, в которую они могут вложить свой творческий потенциал. Если мы достанем из запасников наше наследие и вместе с молодежью творчески переосмыслим его, то новый русский стиль сможет стать популярным во всем мире, – отметила она. 

По словам советника президента РФ, то, что человек видит с детства, становится для него родным на протяжении всей жизни. Поэтому она призвала наполнять элементами российских художественных традиций и общественные пространства, где проводят время дети. В свою очередь, как считает Елена Краюшкина, общество должно научиться потреблять российские товары, а предприятия – производить продукт, востребованный в быту. Если будет его правильное продвижение и сбыт, то эффективность отрасли и вовлеченность в нее людей увеличатся. Повышение на уровне федерации статуса мастера, сделает престижным ручной труд.

Исполняющий обязанности генерального директора семеновской фабрики «Хохломская роспись» Алексей Усанов рассказал, что уже сейчас они активно сотрудничают с молодыми дизайнерами, способными наполнить новым содержанием производство традиционной продукции. 

– Наш покупатель – тот, кто любит и ценит традиционное, – объясняет Алексей Усанов. – В то же время есть люди, которые хотели бы приобрести современные вещи, но с элементами русской традиции.

По словам спикера, такие изделия хорошо продаются и составляют 40-50 процентов от объема продаж.

Готово меняться и предприятие «Хохлома» из Ковернинского округа. Его учредитель Игорь Гордеев заключил соглашение с правительством региона для развития и популяризации одного из самых узнаваемых промыслов страны – хохломской росписи. 

Кстати.

На площадке Форума креативных территорий состоялась презентация нового бренда народных художественных промыслов Нижегородской области – «Человечно». Министр туризма и промыслов региона Сергей Яковлев объяснил, что название бренда – это результат соединения слов «человек», «любовь» и «вечно». Создание единого бренда облегчит продвижение нижегородских предприятий народных художественных промыслов как на российском, так и на зарубежных рынках.

Презентация прошла во время церемонии вручения наград Первой Российской премии в области народных художественных промыслов «На_родном». Победителями в ней стали 37 представителей отрасли НХП из разных регионов страны, в том числе девять из Нижегородской области. Всего на участие в премии поступило 255 заявок из 41 региона страны. 

– Надеюсь, что регионы будут брать пример с Нижегородской области, будут создавать инфраструктуру, территориальные кластеры. Это поспособствует дополнительному интересу со стороны инвесторов, которые видят перспективы развития НХП. Вкупе вся эта поддержка дает действительно серьезный синергический эффект и является «вытягивающей» для целого ряда небольших населенных пунктов, знаменитых своими промыслами, – отметил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.

Светлана Муратова. Фото Никиты Духника.

Тем временем.

В павильонах на территории Нижегородской ярмарки в середине августа царила творческая атмосфера, которой хотелось дышать как можно глубже, чтобы дольше сохранить в себе созидательную энергию красоты. 

Выставка изделий народных мастеров, пробные занятия для всех интересующихся декоративно-прикладным искусством, профессиональные дискуссии деловой программы, встречи друзей и новые знакомства включило в себя это небанальное и полезное событие – форум креативных территорий.

Представители НХП обсуждали и делились опытом с коллегами, получали правовую информацию: как правильно вести деятельность таких компаний в рамках действующего законодательства, где продвигать свои изделия, чем привлекать молодых специалистов для работы в этой сфере. Форуму еще предстоит стать громким и влиятельным в сфере туризма и развития предпринимательства в промыслах, однако по уровню поднятых тем он уже вышел на общероссийский уровень.

Известные дизайнеры, вдохновленные исконным искусством, демонстрировали коллекции модных изделий с элементами традиционного декора. Сегодня уже недостаточно просто напечатать на одежде или утвари небольшой узор, позаимствованный из народного творчества. Пришло время для создания художественных концепций и реализации идей на предприятиях. Современный дизайн для них  не враг, а «близкий родственник». Важно научиться по-новому продавать изделия, презентабельно демонстрировать их на сайте и торговых площадках, чтобы выжить и вместе с тем не потерять само­идентичность.

Среди главных событий форума – вручение наград Первой Российской премии в области народных художественных промыслов «На_родном» мастерам, образовательным учебным заведениям и субъектам развития отрасли в регионах России, а также презентация единого бренда народных художественных промыслов Нижегородской области «Человечно» для продвижения нашего достояния на российском и зарубежных рынках. Национальная культура и промышленность объединятся в новом русском стиле.

Как заинтересовать народным достоянием молодежь, теперь задаются вопросом даже в сфере онлайн-игр. К примеру, очки виртуальной реальности, которые многие опробовали тут же, переносят нас в мастерские ремесленников. 

А на специальной виртуальной платформе можно в любой момент поиграть в игру на тему НХП. Посещаемость ее, по словам разработчиков, превысила ожидаемое число посетителей в пять раз.

Трудные обстоятельства последних лет сыграли в плюс для развития отрасли: внутри страны крепнет мода на все отечественное. Туризм в регионах развивается в тесной связке с посещением мест бытования, где местные представители проводят мастер-классы для гостей и можно приобрести оригинальные изделия напрямую. Поддержка проводится на государственном уровне, обороты выросли на четверть, но не менее важно, чтобы россияне и далее выбирали истинные ценности. 12+

Пелагея Климова.

Следите за нашими новостями в удобном формате